В Венесуэлу со своей нефтью
Для российской Urals нашелся неожиданный рынок сбыта
По данным “Ъ”, российские нефтекомпании начали поставлять нефть в Венесуэлу, в отношении нефтяного сектора которой США до апреля смягчили санкции. Риск снова попасть под ограничения побуждает Венесуэлу всему силами увеличивать экспорт собственной нефти, который превысил 650 тыс. баррелей в сутки (б/с) в феврале. Поэтому страна решила закупить российскую нефть для собственной переработки.
Супертанкер Ligera с 1,8 млн баррелей нефти российского происхождения готовится к отгрузке сырья сорта Urals в Венесуэлу, сообщили “Ъ” в Kpler. Судно находится неподалеку от местного порта Хосе. Ligera получил нефть посредством STS-перевалки (ship-to-ship, борт в борт) с танкеров Nautilus и Julia A, которые вышли с грузами Urals из портов Новороссийска и Усть-Луги. Грузы принадлежали «Роснефти» и «Сургутнефтегазу» соответственно. В феврале РФ поставила в Венесуэлу партию в 260 тыс. баррелей дизельного топлива производства ТАИФа.
Поставка российской нефти и нефтепродуктов в Венесуэлу — исключительный случай.
Венесуэла в основном использует собственную тяжелую нефть для переработки, замешивая ее с нафтой или газовым конденсатом для получения сырья надлежащего качества. В течение 2022–2023 годов страна также прибегала к закупкам нефти из Ирана, который стал крупнейшим ее поставщиком в страну. Но объемы таких сделок были невелики. В марте 2023 года они достигали максимальных 89 тыс. б/с, а с июля того же года и вовсе прекратились.
Венесуэла находилась под давлением санкций США с 2019 года, запретивших в том числе торговлю нефти с государственной PDVSA. Страна была вынуждена резко сократить экспорт своей нефти и еще больше потерять в доходах. Из года в год страна также снижала добычу в результате экономического кризиса и отсутствия новых вложений в отрасль. Сейчас Венесуэла добывает примерно 800 тыс. б/c, более чем в 1,6 раза меньше, чем в 2018 году. В октябре 2023 года США на полгода смягчили санкции против нефтяного сектора Венесуэлы.
В итоге в феврале, по данным Kpler, экспорт нефти Венесуэлы достиг четырехлетнего максимума в 660 тыс. б/с, около трети из этого объема закупили США.
Решение о смягчении санкций происходило одновременно с тем, как стоимость нефти в сентябре 2023 года превысила планку в $100 за баррель на фоне того, как РФ и Саудовская Аравия добровольно сократили экспорт. Смягчение санкций было призвано поддержать стоимость сырья, которая с того момента снизилась на 20%.
Российская нефтяная отрасль также находится под санкциями ЕС и США с февраля 2022 года после начала боевых действий на Украине. Из-за санкций РФ была вынуждена перенаправить потоки нефти, которые ранее шли в Европу, в основном на азиатские рынки.
Венесуэла в течение следующего месяца будет в центре внимания нефтяных рынков, так как администрации Байдена придется решать непростой вопрос, продлить ли шестимесячное освобождение из-под санкций, считает Виктор Катона из Kpler. Одновременно с этим PDVSA стремится выжать максимум из экспорта собственной нефти, именно поэтому в феврале экспорт вырос до четырехлетнего максимума. Как отмечает аналитик, сейчас PDVSA получает за продажу нефти твердую валюту, что намного более предпочтительный вариант, чем прежние сделки в рамках схемы «нефть в обмен на долг» в основном с китайскими компаниями. «Urals в этой системе координат играет роль заменителя венесуэльской нефти. Urals перерабатывать легче, чем какой бы то ни было сорт собственной нефти, а ввиду появившейся выручки PDVSA может ее приобрести»,— полагает господин Катона. Аналогичная ситуация с поставкой российского дизтоплива, которое предназначено для внутреннего рынка, продолжает он: PDVSA, пользуясь ситуацией, отправляет всю нефть на экспорт, замещая ее нефтепродуктами из «дружественных стран».