Истец прогревает моторы
ГАЗ обвинил Volkswagen в непоставке 6 тысяч двигателей в 2022 году
В судебном споре вокруг многомиллиардных убытков ГАЗа от ухода Volkswagen из России юристы раскрыли объем планируемых поставок дизельных двигателей на 2022 год. Представители российского автозавода сообщили, что германский автоконцерн обязался поставить 6 тыс. агрегатов для контрактной сборки автомобилей Volkswagen и Skoda в Нижнем Новгороде и не исполнил обязательства. Ответчики настаивают, что контракт поставки был рамочным, а ГАЗ не внес предоплату за моторы, поэтому Volkswagen убытки и упущенную выгоду ГАЗа и его дистрибуторов не признает. Истец доказывает, что договор допускал возможность постоплаты за поставленные моторы.
Арбитражный суд Нижегородской области в понедельник продолжил рассматривать иск ООО «Автозавод ГАЗ» к Volkswagen Aktiengesellschaft (AG). Как рассказывал «Ъ-Приволжье», ГАЗ добивается компенсации 28,4 млрд руб. убытков и упущенной выгоды автозавода и его дилеров. Иск связан с тем, что германский концерн отказался от поставок комплектующих для контрактной сборки Volkswagen и Skoda в Нижнем Новгороде. С началом специальной военной операции на Украине в 2022 году Volkswagen в одностороннем порядке расторг соглашение о сборке машин и поставок комплектующих к ним, подписанное в 2016–2017 годах.
Контракт действовал до конца 2023 года и предполагал поставку запчастей в течение еще десяти лет после продажи последнего собранного ГАЗом автомобиля. После того как Минфин США не продлил генеральную лицензию подсанкционному российскому предприятию, Volkswagen отказался от сотрудничества.
ГАЗ насчитал бывшему партнеру 20,7 млрд руб. упущенной выгоды, ущерб дистрибуторам на 5,2 млрд руб., а также потребовал возместить €40 тыс. за непоставленную тару и 2,4 млрд руб. инвестиций в сборочное производство и обратился с иском в суд.
Volkswagen иск не признает. Юристы автоконцерна сообщили, что заявки на поставки моторов от ГАЗа не поступали: только в 2021 году автозавод представил «необязательный прогноз» на закупку 4638 дизельных двигателей. При этом Volkswagen был готов поставить двигатели, а непоставки тары на €40 тыс. ГАЗу компенсировала партнерская компания ответчика. Соответственно, никаких убытков и упущенной выгоды российского автозавода нет, настаивают представители Volkswagen.
В 2022 году автозавод планировал приобрести у германского концерна 6 тыс. двигателей для машин Volkswagen и Skoda, сообщили юристы ГАЗа на очередном судебном заседании. Заручившись заключением иностранных специалистов швейцарского права, они доказывают, что ответчик должен был исполнять заявки ГАЗа по рамочному договору, в котором конкретные объемы поставок уточнялись дополнительными заявками заказчика. Volkswagen был обязан их исполнить, настаивал адвокат ГАЗа Денис Голубев.
«Немецкий Volkswagen занимает интересную позицию и говорит, что на самом деле не отказался от исполнения договора поставки и был готов отгрузить комплектующие в марте 2022 года после начала специальной военной операции. А не исполнял его лишь по причине отсутствия заявок. Это явное передергивание фактов и попытка ввести суд в заблуждение»,— отметил господин Голубев в суде. При этом Volkswagen официально объявил об уходе с российского рынка и прекратил поставки, а Минпромторг РФ включил продукцию германского концерна в перечень товаров для параллельного импорта. «И если бы ответчик действительно намеревался исполнить договор, то поставил бы в 2022 году двигатели, заказанные в 2021-м»,— подчеркнул юрист.
Представитель ответчика Ирина Лихачева отметила, что Volkswagen не отказался от обязательств перед ГАЗом.
«Нет ни одного документа, в котором Volkswagen отказывался бы от исполнения договора»,— подчеркнула госпожа Лихачева. Она добавила, что эксперты изучили расчеты убытков ГАЗа, но не нашли ни одного доказательства ущерба.
«Кроме того, по условиям рамочного соглашения Volkswagen не был обязан принимать никакие заказы: они согласовывались в двустороннем порядке. В подтверждение этого мы тоже представили заключение специалистов швейцарского права, согласно которому заказы не могли быть обеспечены в одностороннем порядке»,— сообщила юрист. Заключение специалиста швейцарского права, представленное истцом, она назвала недопустимым доказательством, поскольку в нем содержится анализ условий договора, а не трактовка правовых норм рамочных соглашений в рамках швейцарского права.
Судебное разбирательство продолжится в апреле: истец попросил время на сбор дополнительных доказательств. Ранее представители ГАЗа приобщили к материалам дела подробные расчеты исковой суммы.
Прежде российский автозавод добивался компенсации 15,6 млрд руб. от ухода Volkswagen, однако стороны подписали мировое соглашение, подробности которого не раскрыли.