Молодежь ждет розыгрыш на выборах

В Прикамье хотят привлечь молодых на выборы экскурсиями и смартфонами

Жители Пермского края от 18 до 35 лет, проголосовавшие на выборах президента, смогут принять участие в розыгрыше смартфонов и экскурсионных путевок по Пермскому краю. По информации «Ъ-Прикамье», проект организован при поддержке краевых властей и направлен на повышение явки на предстоящие выборы. Эксперты предполагают, что подобные инициативы могут привести к небольшому приросту явки, но основной процент будет обеспечиваться за счет мобилизации на предприятиях.

Фото: Ильнар Салахиев, Коммерсантъ

В Пермском крае анонсирована акция «Молодежь Прикамья. Время быть вместе». Как указано на сайте акции, в розыгрыше могут участвовать избиратели в возрасте от 18 до 35 лет, проголосовавшие на выборах президента РФ 15–17 марта. Принявшим участие в голосовании обещают «гарантированный подарок», а также возможность поучаствовать в «розыгрыше суперпризов» — 500 экскурсионных путевок и 100 смартфонов. Розыгрыш запланирован на 18 марта.

По данным сервиса Whois, сайт акции (poznaipk.ru) был зарегистрирован 4 марта этого года. Владелец домена не указан. Группа акции в соцсети «ВКонтакте» существует с 5 сентября 2021 года, но 5 марта 2024 года была переименована в «Молодежь Прикамья. Время быть вместе».

В качестве организатора на сайте акции указан индивидуальный предприниматель Максим Клепцов. По данным «СПАРК-Интерфакс», предприниматель является поставщиком по нескольким госконтрактам с краевым учреждением ГБУ «Молодежный центр» и ПГМУ имени Е. А. Вагнера. Для Молодежного центра господин Клепцов поставляет светодинамические декорации на 5,3 млн руб. Также он занимался организацией выступления неназванного солиста за 3,6 млн руб. Для пермского медицинского университета предприниматель занимался организацией студенческих спектаклей и театральных мероприятий. Эти услуги оцениваются в 1,9 млн руб.

Фото: ВК «Молодежь Прикамья. Время быть вместе»

Как предполагают источники «Ъ-Прикамье», знакомые с процессом организации выборов в регионе, молодежная акция могла быть организована по инициативе региональных властей.

Другой собеседник рассказал, что проект по популяризации путешествий по Пермскому краю предложили активисты студенческих отрядов, а региональные власти «решили оказать поддержку инициативе молодых активистов». Как предполагает собеседник, финансирование проекта взял на себя благотворительный фонд «Губерния».

Источник, близкий к региональному избирательному штабу Владимира Путина, утверждает, что цель акции — повысить явку на выборы среди молодежи. «Именно в этой возрастной категории социология всегда показывает невысокие показатели по явке. Показатели в старших возрастных группах выше»,— поделился собеседник.

Максим Клепцов также не стал комментировать организуемую им акцию. В краевой избирательной комиссии сообщили, что не имеют отношения к акции.

На президентских выборах 2018 года и на выборах губернатора Пермского края в 2017 году в регионе также проходили акции по привлечению молодежи на избирательные участки. Избиратели, принявшие участие в голосовании, получали флаеры, которые можно было обменять на билеты в кино. Считалось, что акции организованы при поддержке городских и краевых властей. В мэрии Перми тогда, напротив, заявляли, что администрация не имеет отношения к этим акциям.

Источник, близкий к региональному избирательному штабу Владимира Путина, отмечает, что розыгрыш — не единственное мероприятие, направленное на повышение явки в этом году. «Кампания в Пермском крае включает в себя и другие элементы: медийный проект “Время быть вместе” («Пермский край вместе с президентом»), подведение итогов реализации национальных проектов в регионах, работу агитаторов на базе “Единой России” с охватом в 1,9 млн человек, отраслевую мобилизацию на промышленных предприятиях, в торговых и других организациях (охват — 500 тыс. человек)»,— поделился собеседник. Власти намерены также привлечь внимание к выборам за счет праздничных мероприятий в честь Масленицы.

Кроме того, собеседник отметил работу краевой избирательной комиссии, организовавшей подомовой обход для информирования о президентских выборах. Ранее «Ъ-Прикамье» писал, что региональные власти намерены достичь явки в 80%.

Политтехнолог Виктор Соколов полагает, что розыгрыш призов может увеличить явку на участки примерно на 3–5%. «В целом явка в большей степени будет зависеть от массовой мобилизации на предприятиях, чем от точечных инициатив. Однако такие розыгрыши могут быть эффективнее в плане повышения явки, чем массовые праздничные мероприятия в центре Перми. Все-таки для получения приза нужно совершить действие, проголосовать, а попасть на бесплатный концерт можно не заглядывая на избирательный участок»,— говорит эксперт. При этом он отметил, что подобные конкурсы должны мотивировать к осознанному голосованию, участию в жизни страны, «а не сводиться к простому обмену участия в голосовании на какие-либо блага».

Политический консультант Людмила Ознобишина считает, что в сложившихся условиях для мобилизации избирателей «хороши все средства». Эксперт добавила, что, при прогнозируемой ВЦИОМ, ФОМ и ИНСОМАР среднероссийской явке в 71–73%, 80% явки в Прикамье «будет очень хорошим результатом».

«Для сравнения, на предыдущих президентских выборах в 2018 году явка была на уровне 66%. Сейчас же есть тенденции, которые играют как в плюс, так и в минус. В плюс: трехдневное и электронное голосование, упрощение надомного голосования. В минус: маятниковая миграция, которую надо было своевременно отработать (студенты, вахтовики), уход из жизни стабильного возрастного электората, социально-политическая ситуация в целом. Возможно, сейчас хороши все средства для мобилизации, даже такие точечные проекты»,— поясняет Людмила Ознобишина.

Константин Кадочников

Вся лента