Теперь так носят
Диана Галиева о новых трендах корпоративного регулирования
В связи с особыми условиями развития экономики РФ в последние два года в стране создается новое корпоративное регулирование с приставками «временное» и «вынужденное», но уже сейчас на рынке возникают опасения, что долгосрочные результаты такого регулирования меняют структуру владения активами в РФ и вряд ли обратимы.
Среди основных инструментов нового регулирования — институт экономически значимых организаций (ЭЗО) и введение внешнего управления в «дочках» иностранных компаний. Первый помогает вернуть управляемость российским активам, структурированным через иностранные холдинговые компании, второе — решить проблему приостановки работы иностранных компаний в РФ. Результаты применения механизмов схожие — или компании добросовестно работают, или включается участие государства, принимающего решение о спецмерах. При объявлении компании ЭЗО иностранные акционеры отстранены от управления активами и могут ждать возвращения им прав или получить компенсацию стоимости активов (в правительстве уже рассчитывают на скорую перерегистрацию большинства таких компаний), при внешнем управлении — остаются собственниками, но не способны влиять на эффективность бизнеса. Альтернатива — продажа активов «доверенным» российским лицам, согласованная с инвестиционной правкомиссией (показателен пример Danone, «национализацию» которого отменили после договоренности о такой продаже).
Все эти механизмы изъятий нужны для обеспечения интересов к компаниям российских предприятий и граждан, проблема же в том, что контур этой группы не формализован и вряд ли может быть: процесс «ступенчатой национализации» иностранных активов затронул и российские компании — не все их собственники оказались «добросовестны» и «ответственны», и государству «приходится» вмешиваться в дела рынка. Изымается портовая инфраструктура, национализирован Челябинский электрометаллургический комбинат, производящий ферросплавы для выпуска военной техники, в ряде приватизационных сделок обнаружились «огрехи», а Климовский патронный завод изымается не по военным, а по социальным причинам — из-за коммунальной аварии.
Рынку, очевидно, хотелось бы понимания, где у этих процессов пределы. Однако ответ на этот вопрос в развивающейся системе невозможен — решения субъективны и принимаются «по обстоятельствам». Бизнесу к этой динамичной системе придется адаптироваться. Экономике же отступление от правил неприкосновенности активов, мотивированное обстоятельствами и благими намерениями, может нанести долгосрочный урон — то, что правила игры меняются «на лету», видят и российские, и «дружественные» иностранные инвесторы.