Приоткрытые санкции
Анатолий Костырев о барьерах для российского зерна
Готовность ЕС ввести пошлины на импорт зерна из РФ и Белоруссии в €95 за тонну и установить 50% пошлины на масличные и продукты их переработки, о чем со ссылкой на источники сообщили Financial Times и Reuters, в России вызвали сдержанную реакцию. В Союзе экспортеров зерна отметили, что ЕС — скорее конкурент РФ на мировом рынке, экспорт массовых зерновых культур из страны в Европу носил ситуативный характер и эти объемы можно достаточно просто переориентировать на «более перспективные» рынки Ближнего Востока и Африки.
Неприятной, считают в союзе, мера станет для части европейских переработчиков — в первую очередь в Италии и Испании. Италия была основным импортером российской твердой пшеницы, но экспорт этой культуры правительство РФ и так ограничило, пока до 31 мая 2024 года, для обеспечения продовольственной безопасности страны.
По данным экспертов, на ЕС в этом сезоне действительно приходится всего 2,4% от экспорта российского зерна. Но, напоминают мои собеседники, в ЕС поставляется заметная доля российского льна, а также подсолнечного и рапсового шрота. Найти других покупателей на эти товары возможно, хотя те наверняка воспользуются ситуацией и будут диктовать цены.
Новости о возможном ограничении поставок российского продовольствия в ЕС во вторник привели к росту котировок на пшеницу на биржах в Чикаго и Париже. Это может поддержать мировые цены на российскую пшеницу, что было бы нелишним в условиях огромного урожая второй сезон подряд.
Между тем поводов для беспокойства можно найти больше, чем кажется на первый взгляд. Российской сельскохозяйственной отрасли, в первую очередь рынкам зерна и продуктов переработки масличных, до последнего времени в целом удавалось избегать прямых санкций. Казалось, что власти западных государств не рискнут вмешиваться в мировую торговлю продовольствием из-за высокой инфляции в некоторых странах.
Но, судя по всему, в условиях распространения санкций на уже почти все значимые отрасли, проблемы с поставками недорогой аграрной продукции с Украины, на что все чаще громко жалуются европейские фермеры, ограничения в отношении отечественного продовольствия становятся все более вероятными. И вполне серьезными.
Хотя, по данным Reuters, транзит российского зерна и масличных ЕС пока ограничивать не планирует, нет гарантий, что это не станет следующим шагом. И если в начале военных действий на Украине некоторые участники зернового рынка говорили о «скрытых санкциях» в виде проблем с платежами и фрахтом, сдерживающих экспорт, то в будущем ограничения вполне могут стать явными.