Вендоры подготовили запасной аэродром
Юрий Литвиненко о гаданиях на блокировках от Microsoft
На протяжении двух лет после начала военных действий на Украине Microsoft и пользователи ее корпоративных продуктов в России соблюдали негласные правила игры. Американская компания не отключает доступ к уже купленному ПО, а российские клиенты покупают продление лицензий через вендоров. Именно один из вендоров, Softline, на прошлой неделе неожиданно анонсировал изменение правил игры. Правда, с тех пор так и остается непонятным, какими они будут.
Анонс решения Microsoft прекратить доступ к некоторым облачным сервисам в РФ сопровождался ссылкой на двенадцатый пакет санкций ЕС: по нему, с 20 марта компании должны прекратить доступ к системам управления предприятиями своим российским контрагентам. И формально, и по букве закона под такое описание попадает лишь специализированные ПО от Microsoft. В исходном сообщении Softline действительно упоминались такие малознакомые обывателю продукты, как Dynamics CRM и Power BI.
Но затем в ситуации начали проявляться новые угрожающие стороны. Судя по следующим заявлениям, Microsoft должна заблокировать весь облачный офисный пакет Microsoft 365, бесплатные сервисы и обновления безопасности. Компании, пытающиеся понять свое будущее, к 21 марта вынуждены исходить лишь из этой информации — вместе с предположением того же Softline, что блокировку отложат на конец месяца.
Но если пользователи замерли в растерянности, то российские конкуренты Microsoft на третий год военного конфликта уже очень хорошо освоили ситуативный маркетинг. Как минимум двое разработчиков сервисов, позиционирующихся как аналог корпоративного мессенджера Microsoft Teams, уже предложили пользователям на льготных (разумеется, не навсегда) условиях перейти к ним. Teams упоминался в одном из «расширенных списков» блокируемых решений и формально не относится к системам управления предприятий. «Тяжелая артиллерия» в лице, например, 1C в активностях замечена не была — действительно, отключение CRM- и ERP-продуктов очевидно, и идти за ними больше особо не к кому.
Но предприимчивость отечественных разработчиков второго эшелона (уже породившая мемы в соцсетях) может сыграть с ними злую шутку. Агрессивный ситуативный маркетинг создает имидж продуктов «в резерве» — временами полезных, но вторичных и в целом временных. У бизнеса, который продолжает полагаться на решения Microsoft, бывают для этого более веские причины, чем просто привычка — например, несоответствие между потребностями и возможностями российского ПО. Так что заказчики вряд ли начнут, сломя голову, «переходить на российское»: неопределенность на рынке, к которой они привыкли с 2022 года, говорит, что на каждую блокировку найдутся свои способы обхода.