МВД оставляет операторов за кадром
Полиция конкретизирует требования к процессу получения информации с дорожных камер
МВД намерено получить полный контроль над всеми фото- и видеоматериалами, полученными с помощью дорожных камер. Сегодня регионы могут редактировать снимки и ролики перед отправкой в ГИБДД, но с 1 сентября, следует из проекта постановления правительства РФ, это будет запрещено. Полицейское ведомство также планирует запретить передачу сведений с камер «иным лицам» без согласия полиции. Операторы систем, в числе которых, например, московский ЦОДД, опасаются, что вместе с этим будет ограничена возможность использовать полученную информацию для транспортной аналитики, борьбы с пробками и аварийностью.
МВД разместило на regulation.gov.ru проект постановления правительства, в котором впервые закрепляются правила передачи данных дорожных камер в полицию. Комплексы (их сейчас около 30 тыс.), напомним, эксплуатируются, как правило, региональными властями, а ГИБДД лишь получает от них данные, которые впоследствии становятся основой для «писем счастья».
С 1 сентября, согласно проекту, «уполномоченный орган исполнительной власти субъекта» (чаще всего речь идет о региональном аналоге московского Центра организации дорожного движения) должен будет передавать полиции данные о «каждом фиксируемом событии» — дате, времени и месте фиксации; транспортном средстве и его госномере; признаках нарушения, сделанных измерениях. Информация должна передаваться в МВД «незамедлительно и безвозмездно в автоматическом режиме без промежуточного серверного оборудования, имеющего возможность обрабатывать (накапливать, изменять либо удалять) информацию».
Подчеркивается, что передавать данные о зафиксированных событиях в региональные информационные системы «для накопления обработки и использования другим лицам» будет запрещено без согласия полиции. Кого следует понимать под «другими лицами», в тексте не конкретизируется.
Региональные чиновники и операторы камер зачастую прибегают к процедуре предварительной обработки фото- и видеоматериалов, чтобы отсеять брак (например, неправильно распознанные номера). В некоторых субъектах федерации к процессу подключен искусственный интеллект. КоАП предусматривает, что вся эта работа является исключительной прерогативой МВД — иные учреждения или компании в процессе участвовать не должны. Теперь «сырые» данные будут храниться, судя по всему, в «Паутине» — полицейской системе, к которой подключены все региональные УГИБДД. Система позволяет в режиме реального времени отслеживать передвижение любого авто по стране.
Опубликованный проект является частью большого пакета нормативных актов, ужесточающих требования к эксплуатации камер. Якорным документом является федеральный закон №197, вступающий в силу 1 сентября, в котором имеется в том числе исчерпывающий перечень мест для установки комплексов. Вместе с ним вступит в силу также постановление правительства с правилами установки камер — документ готовит Минтранс, он еще не утвержден (“Ъ” рассказывал о нем 11 марта).
Исключение промежуточных этапов обработки, с одной стороны, сделает невозможной бесконтрольную фильтрацию материалов, с другой — увеличит нагрузку на сотрудников ГИБДД, считает эксперт по дорожным камерам Григорий Шухман. «Ранее операторы заявляли, что они отсеивают явный брак приборов, выявление которого при новом порядке ляжет на ГИБДД,— отмечает господин Шухман.— Надо будет либо увеличивать численность сотрудников для компенсации увеличения нагрузки, либо мы станем свидетелями еще большего числа ошибок в штрафных постановлениях». МВД этим документом хочет исключить любые злоупотребления с камерами на местах, считает эксперт по безопасности движения Катерина Соловьева.
«Все данные, предусмотренные предложенным документом, с марта 2022 года в полном объеме передаются непосредственно в "Паутину",— рассказал “Ъ” директор ГБУ "Безопасность дорожного движения" Республики Татарстан Рифкат Минниханов.— Утверждение единого для всех пользователей и владельцев автодорог порядка передачи данных позволит систематизировать контрольно-надзорную деятельность на улично-дорожной сети».
Дорожные комплексы власти используют также как часть интеллектуальной транспортной системы, анализируя, например, данные о количестве проездов транспортных средств в сутки и другие параметры потока, обращают внимание в группе компаний «Урбантех» (внедряет, обслуживает системы фотофиксации в ряде субъектов). «Это позволяет определять загруженность участков дорог и принимать меры для сокращения заторов,— говорят в компании.— Рассматриваемый документ сделает это невозможным».
В компании в связи с этим напомнили, что постановление правительства ограничит круг пользователей материалов.
В ЦОДД Москвы солидарны с этой позицией: «Благодаря постоянному мониторингу мы выявляем участки, где растет количество аварий с пострадавшими. Проектом постановления такая возможность может быть ограничена, это может отрицательно сказаться на безопасности движения».