С Китаем сыграют в морской бой
Американские профсоюзы обеспокоены успехами КНР в судостроении
В Вашингтоне запахло новой эскалацией торговой войны с Пекином. На этой неделе пять американских профсоюзов подали в администрацию США петицию с просьбой провести расследование несправедливых практик Китая в области морской логистики и судостроения. Это стало своеобразной мольбой о помощи со стороны американской судостроительной промышленности, которая уже десятилетия находится в упадке и теперь решила возродиться, в том числе и за счет притеснения конкурента. Время для этого выбрано более чем удачно: в преддверии президентских выборов в США претендующий на переизбрание Джо Байден вряд ли откажется дать ход расследованию — как минимум во избежание критики со стороны своего соперника, экс-президента Дональда Трампа.
Обидно, досадно, не ладно
Поддержанная группой сенаторов петиция от имени пяти американских профсоюзов с просьбой расследовать несправедливые, по их мнению, практики Китая в судостроительной отрасли, а также в поддерживающем ее сталелитейном и ряде других секторов, поступила в офис торгового представителя США Кэтрин Тай 12 марта. «Стремление Китая доминировать в мировом секторе судостроения, морского судоходства и логистики основано на нерыночной политике, которая является гораздо более агрессивной и интервенционистской, чем у любой другой страны»,— заявили профсоюзы, объединяющие американских сталелитейщиков, машиностроителей, судостроителей, электротехников и сотрудников Департамента морской торговли (цитата по Reuters).
В частности, в петиции (.pdf), занявшей 137 страниц, отмечается, что за последние 20 лет центральное правительство КНР «направило сотни миллиардов долларов» на поддержку судостроения и судоходства, а также приняло иные многочисленные меры. В их числе кредиты компаниям от государственных банков для финансирования строительства тысяч судов для экспорта за рубеж, поставки стали по ценам ниже рыночных и целый ряд налоговых преференций для сектора.
В списке того, что в США посчитали несправедливым и дискриминационным, значится и тот факт, что власти КНР якобы навязывают ряду китайских компаний в сфере судоходства и судостроения сделки по слиянию и делают все, чтобы национальные корпорации не вступали в альянсы с иностранными компаниями.
Наконец, в документе утверждается, что действия китайских властей угрожают безопасности США. В петиции выражена обеспокоенность относительно китайской цифровой платформы Logink, предоставляющей данные о глобальных цепочках поставок, включая, как уверены авторы обращения, и сведения о конфиденциальных передвижениях. «90% военных грузов США перевозятся коммерческими судами, и КПК (Компартия Китая.— “Ъ”) будет знать местонахождение и пункт назначения этих товаров. Logink является частью общей стратегии КПК по национальному доминированию и власти»,— поделился с британским изданием Financial Times некий американский источник, знакомый с этой системой.
В связи со всеми вышеизложенными претензиями и обвинениями подписанты петиции призвали власти ввести портовые сборы с судов китайского производства, а также (вероятно, на выручку от этого) создать Фонд возрождения судостроения для помощи американской промышленности, чтобы стимулировать глобальный спрос на коммерческие суда, построенные в США.
Дела у американской судостроительной промышленности действительно идут неважно.
Достигнув пика после Второй мировой войны, к настоящему времени США откатились на 19-е место в общемировом рейтинге судостроительной промышленности.
Зато КНР вырвалась в лидеры. По данным морской консалтинговой компании Clarksons Research, за последние два десятилетия Китаю удалось увеличить производство коммерческих судов с 12% от общемирового показателя до более чем 50% к 2023 году. Кроме того, Пекин выбился в мировые рекордсмены по количеству принадлежащих ему судов (без малого 7 тыс.) и объему контейнерного парка.
Как, в частности, не без сожаления признали на этой неделе американские сенаторы Тэмми Болдуин и Боб Кейси, поддержавшие обращение профсоюзов, Китай имеет возможность ежегодно строить более тысячи океанских судов, в то время как США производят менее десяти.
Выборы превыше всего
Жалоба профсоюзов была подана в соответствии с разделом 301 Закона США о торговле 1974 года, который позволяет Вашингтону реагировать на «необоснованные или дискриминационные действия иностранных правительств, которые обременяют или ограничивают торговлю США». Именно этим положением в 2018–2019 годах воспользовался тогдашний президент США Дональд Трамп, мечтающий вскоре вернуться в Белый дом, для введения тарифов на тысячи позиций китайского импорта на сумму свыше $370 млрд. И, к слову, пришедшая после него администрация Джо Байдена не только сохранила эти тарифы, но и ввела несколько новых пошлин, сославшись на соображения безопасности.
Для ответа на нынешнюю петицию и принятия решения о том, проводить или нет расследование, у правительства США есть 45 дней. Но уже в первый день стало понятно, что идея переложить на Китай вину за упадок американского судостроения властям импонирует. «Мы видели, как КНР создает зависимости и уязвимости во многих секторах, таких как сталь, алюминий, солнечная энергия, аккумуляторы и важнейшие полезные ископаемые, нанося вред американским рабочим и предприятиям и создавая реальные риски для наших цепочек поставок»,— отметили в офисе торгового представителя, обещая рассмотреть петицию.
Не обошел вниманием эту историю и глава Белого дома.
«Мы всегда будем выступать против несправедливой практики Китая — и, пока я буду президентом, я буду бороться за американских рабочих и рабочие места»,— написал Джо Байден во вторник в соцсети X, пообещав, что Кэтрин Тай «пристально рассмотрит эту петицию в соответствии с законом».
На фоне приближающихся в ноябре президентских выборов тема борьбы с Китаем, давно возведенным в ранг главного геополитического и экономического соперника США, вновь вышла на первый план. И даже заявленное не раз желание господина Байдена и чиновников его администрации вывести американо-китайские отношения в русло управляемой конкуренции вряд ли перевесит необходимость быть в глазах избирателей как можно более жестким по отношению к Пекину.
Господин Байден уже решительно двинулся по этому пути, заявив на прошлой неделе, что подпишет законопроект о запрете социальной сети TikTok, принадлежащей китайской компании ByteDance. Напомним, эту платформу для обмена видео в США считают подконтрольной «иностранным противникам» и представляющей угрозу национальной безопасности США.
На таком фоне большинство экспертов уверены, что нынешний глава Белого дома даст ход расследованию и в отношении китайской судостроительной отрасли.
В том числе и потому, что в противном случае предполагаемый кандидат в президенты от республиканцев Дональд Трамп не откажет себе в удовольствии раскритиковать соперника и заработать на этом очки у электората.
«Сейчас мы находимся в эпохе американо-китайских связей, когда внутренняя политика в обеих странах оказывает такое же, если не большее влияние на формирование отношений, как и геополитика»,— отметил в разговоре с Financial Times эксперт по Китаю Джорджтаунского университета Эван Медейрос, предположив, что для президента-демократа, поддерживающего «людей труда», в год выборов будет совершенно не с руки отказываться от такой хорошей возможности проявить себя на поприще борьбы с Пекином.