Скидки легково отделались
Период специальных цен на автомобили заканчивается вместе со складскими запасами
Проблема переизбытка складов китайских машин в РФ почти разрешилась: объемы стока пошли на спад. По оценке «Газпромбанк Лизинга», запасы легковых автомобилей из Китая на конец февраля составляли почти 100 тыс. машин. Вместе с запасами могут закончиться и скидки на новые автомобили — дилеры говорят, что ряд дистрибуторов уже отказываются от программ поддержки. Иная ситуация в сегментах грузовиков и спецтехники, где, наоборот, к началу строительного сезона запасы продолжают расти.
Объем запасов легковых автомобилей китайских брендов на складах в РФ на конец февраля превысил 94 тыс. штук, подсчитал «Газпромбанк Лизинг». В расчет брался топ-16 китайских марок, на которые в 2023 году пришлось 49% всех проданных в РФ автомобилей и 90% объема новых машин, ввезенных из КНР. В компании отмечают, что объем стоков, исходя из темпов продаж 2023 года, составляет два-три месяца реализации.
Сток сформировался из машин, заказанных к поставкам еще осенью — до момента снижения спроса из-за повышения ставки ЦБ и увеличения стоимости финансирования. Импортеры и дилеры были вынуждены избавляться от складских запасов, снижая стоимость за счет разных мер, поясняют в «Газпромбанк Лизинге»: речь как о прямых скидках, так и субсидиях на программы лизинга и кредитования. К марту такая политика привела к снижению объемов стока, отмечают в лизингодателе: «Ситуация выравнивается».
«Ситуация со складами действительно улучшается, сейчас их объемы более или менее взвешенные»,— говорит директор департамента продаж новых автомобилей «Рольфа» Николай Иванов. Он объясняет, что ситуация изменилась в том числе потому, что дистрибуторы понимают положение дел в дилерском бизнесе, который «уже долгое время существует в минусе по чистой прибыли, и всем понятно, что финансирование складов съедает весь доход». «Многие дистрибуторы услышали эту боль и перестали отгружать, пока рынок не нормализуется»,— поясняет он.
Одновременно китайский Новый год привел к сокращению поставок, уточняет господин Иванов. Он полагает, что отказ от акций и скидок произойдет в ближайшее время.
Параллельный импорт начнет дорожать (речь идет о новых правилах ввоза из ЕАЭС с 1 апреля), поясняет господин Иванов, на что отреагируют сначала цены на подержанные машины, а затем и дистрибуторы новых автомобилей. «Будет не рост цен, а сократится объем скидок. Мы уже видим такой тренд по некоторым моделям»,— считает Николай Иванов.
С ним соглашается заместитель гендиректора «Авилона» по продажам новых автомобилей Ренат Тюктеев. «Если все дилеры входили в этот год с двухмесячным стоком, то в март — уже с полуторамесячным. Стоки сокращаются в том числе вследствие китайского Нового года, когда были приостановлены производство и поставки машин на территории Китая»,— поясняет он. По оценке господина Тюктеева, спрос на автомобили растет и пик скидок будет достигнут в первом квартале: «Далее уровень дисконтов будет снижаться, так как предпосылок держать долго большие дисконты попросту нет».
«Склады дилерских центров китайских брендов пока еще переполнены, так как автоконцерны продолжают поставлять модели, выпущенные в 2023 году»,— говорит руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса Fresh Евгений Житнухин. Он полагает, что скидки и спецпредложения продлятся до конца марта.
Обратная ситуация со складами в сегментах грузовых автомобилей и дорожно-строительной и спецтехники, говорят в «Газпромбанк Лизинге»: их объем продолжил расти и в марте из-за опасений повышения утильсбора.
На конец февраля объем склада китайских грузовых брендов, на которые пришлось 63% рынка и 95% импорта в 2023 году, составил 20,4 тыс. машин. По спецтехнике склад достиг 9,1 тыс. единиц (по маркам, на которые пришлось 73% в продажах и 83% импорта из Китая в 2023 году). Здесь также есть программы поддержки от импортеров и дилеров, констатируют в «Газпромбанк Лизинге», однако общая тенденция — рост объема ввоза.
Гендиректор ассоциации «Спецавтопром» Денис Кудрявцев говорит, что у Минпромторга были планы продолжать поэтапно повышать утильсбор на спецтехнику. Однако сейчас на фоне реформирования профильного департамента этот вопрос отложен, считает он. «Объемы импорта из Китая растут в преддверии сезона старта крупных инфраструктурных проектов»,— заключает господин Кудрявцев.
Директор департамента коммерческого транспорта «Автодома» и «Автоспеццентра» Владимир Желобов считает, что прирост стока грузовиков из Китая тоже не связан с повышением утильсбора. Предложение избыточно в тягачах и самосвалах, поясняет он, тогда как спрос остается не удовлетворен в сегменте фургонов и среднетоннажной техники. Гендиректор группы «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин соглашается, что «выборка грузового транспорта и дорожно-строительной техники со стоков связана с реализацией инфраструктурных проектов», тогда как легкового транспорта «сильно зависит от политики ценообразования дистрибуторов и производителей».
В Минпромторге “Ъ” сказали, что на сегодня индексация сбора на автомобили и спецтехнику не рассматривается, добавив, что следят за ситуацией на рынке, в том числе по динамике импорта.