США заходят к хуситам через Иран
СМИ сообщили о тайных непрямых контактах Вашингтона с Тегераном
США пытаются воздействовать на йеменских хуситов не только военным, но и дипломатическим путем. По данным газеты Financial Times (FT), в январе Вашингтон провел секретные переговоры с Ираном, чтобы убедить Исламскую Республику повлиять на йеменских повстанцев — заставить их прекратить атаки на суда в Красном море. В Иране сам факт встречи отрицать не стали, но отметили: речь шла совсем о другом. Власти Исламской Республики утверждают, что «группы сопротивления в регионе не получают указаний» из Тегерана. Однако факты говорят о том, что у иранцев все-таки есть немалое влияние на свои прокси-силы.
Попытки США военным путем вынудить хуситов перестать атаковать суда в Красном море по-прежнему не приводят к желаемому результату. С января американские и британские эсминцы почти каждую неделю наносят удары по хуситским объектам — в частности, площадкам для запуска ракет и беспилотников. Однако атаки хуситов на суда (по их утверждению, так или иначе связанные с Израилем) продолжаются.
Как выяснила газета Financial Times, параллельно Вашингтон пытается действовать дипломатическим путем. В январе в Омане состоялись первые переговоры по этой теме между представителями США и Ирана — главного спонсора йеменского ополчения и, по сути, единственной страны, которая признала правительство хуситов в Йемене. Переговоры были непрямыми, то есть делегаты общались между собой через посредников, оманских дипломатов.
США, как уточняет FT, попросили Тегеран использовать свое влияние на йеменских повстанцев, чтобы восстановить безопасность судоходства.
С октября прошлого года хуситы совершили больше 100 атак в Красном море и прилегающих водах. Они затронули 15 торговых судов, включая четыре американских.
Как сообщил FT неназванный дипломат США, Вашингтон считает Тегеран «главным архитектором» текущей нестабильности в регионе. Война в Газе привела к активизации всех проиранских ополчений: с октября север Израиля начала обстреливать ливанская «Хезболла», а военные объекты США в Ираке и Сирии стали атаковать связанные с Ираном силы «Исламского сопротивления Ирака». Свой вклад в дестабилизацию внесли и йеменские хуситы.
Потому США уверены: договорившись с Тегераном, они смогут купировать одновременно сразу несколько угроз. При этом не всех в американском истеблишменте устраивает вариант с переговорами и торгом. В январе, когда иракские шиитские ополчения нанесли удар по военной базе США T-22 на границе Иордании и Сирии (тогда погибли трое американских военнослужащих), ряд членов Конгресса прямо призвали администрацию Джо Байдена в ответ ударить прямо по Тегерану.
Вслед за публикацией FT иранское государственное информагентство IRNA со ссылкой на свой источник сообщило, что Иран не обсуждал с США поведение хуситов. IRNA не отрицало сам факт прошедших переговоров, но уточнило: стороны обсуждали совсем другой вопрос — санкции в отношении Ирана.
Официальная линия иранских властей состоит в том, что йеменские повстанцы проводят независимую политику.
В январе, после нападения на T-22, представитель МИД Ирана Насер Канаани заявил: «Группы сопротивления в регионе не получают указаний от Исламской Республики».
Между тем, по данным FT, Тегеран все же пытается избежать дальнейшей эскалации. Как пишет газета, сразу после атаки на базу T-22 Иран отозвал из Ирака и Сирии старших командиров Корпуса стражей исламской революции (КСИР), которые выступали советниками-кураторами ополчений. Через несколько дней, 2 февраля, США произвели серию ракетных атак по позициям проиранских сил в регионе.
Источники FT отмечают: вскоре после этого генерал-бригадир КСИР Эсмаил Гаани посетил Багдад и призвал иракские ополчения «следить за своим поведением, чтобы не давать Америке повода напасть на Иран». И уговоры генерала сработали: с 4 февраля ни одна из шиитских групп не совершала атаки на американские базы в Ираке и Сирии. То есть влияние Тегерана на ополчение все же велико, а в Иране услышали угрозы из Вашингтона. Очевидно, что США пытаются применить ту же тактику и в отношении хуситов.
Между тем, как заверил “Ъ” старший научный сотрудник Института стран Персидского залива в Вашингтоне Али Альфоне, Тегеран не заинтересован в изменении текущего поведения хуситов.
При этом, по его словам, контакты по этой теме можно считать рычагом давления, который позволяет Ирану торговаться по другим вопросам. Одной из уступок может стать разморозка иранских средств на счетах в Южной Корее. В сентябре прошлого года Тегеран и Вашингтон согласились на обмен заключенными и разблокировку иранских активов. Средства успели перевести на счет в Катаре, однако окончательно передать Ирану не успели из-за начала войны в Газе. Госсекретарь США Энтони Блинкен подчеркнул, что Тегеран не смог использовать «ни доллара из размороженных средств» с начала конфликта Израиля и «Хамаса». Кроме того, теоретически США могут предложить Тегерану сокращение американского присутствия в регионе. В феврале замглавы МИД Ирана Али Багери Кани (по данным FT, глава делегации Исламской Республики на встрече в Омане) говорил, что Иран сотрудничает с соседними странами, чтобы добиться «ухода США из региона».
Так или иначе, пока хуситы лишь планируют усиливать свои атаки. Так, 10 марта бойцы движения провели учения, имитирующие вторжение на юг Израиля и захват города Димоны. А 14 марта, как сообщил «РИА Новости» близкий к движению источник, хуситы провели испытания гиперзвуковой ракеты, которая может развивать скорость до 10 тыс. км/ч.