О вопросах государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе в электронном виде

В период 2023 — 2024 гг. был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях в том числе в части, касающейся правового статуса некоммерческих организаций и их учредителей, требований к уставам некоммерческих организаций, в том числе о праве некоммерческих организаций использовать типовые уставы.

Осуществляя полномочия в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, Управление Минюста России по Саратовской области (далее — Управление) обращает внимание граждан и представителей некоммерческих организаций на проведение на постоянной основе обучающих семинаров и прямых телефонных линий по вопросам в сфере некоммерческих организаций, проводимых в Управлении на еженедельной основе. Сведения о проведении мероприятий размещаются на официальном сайте Управления.

Для вновь создаваемых некоммерческих организаций важно обратить внимание на целеполагание при создании юридического лица. Определяя организационно-правовую форму создаваемой НКО, инициативная группа учредителей определяет наименование организации, которое должно отражать характер ее деятельности, цели, предмет и виды деятельности, в том числе виды приносящей доход деятельности, статус учредителей (унитарная ли корпоративная организация), структуру организации ее органов управления.

Важным моментом является проверка уникальности наименования НКО на территории Российской Федерации, проверить его можно самостоятельно на портале ФНС России. Перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций закреплен в п.3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Специальный порядок государственной регистрации в органах юстиции не распространяется на органы государственной власти, иные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, публично-правовые компании, а также на автономные учреждения, на потребительские кооперативы, товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества.

Стандарт государственной услуги по государственной регистрации некоммерческой организации определен Административным регламентом Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста России от 26.09.2022 № 199. Требования к комплекту документов определяются в соответствии с законом зависимости от вида регистрационного действия (создание, ликвидация, изменения в учредительные документы юридического лица и др.).

В решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица (в решении о создании НКО, которая планирует осуществлять приносящую доход деятельность дополнительно указывается о порядке, размере, способах и сроках образования имущества для осуществления приносящей доход деятельности не менее 10000 руб.), об избрании (назначении) органов юридического лица.

Государственная пошлина уплачивается в размере, определенном п. 1 ст. 333. 33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Существенно упростить государственную регистрацию для некоммерческих организаций позволит использование типовых уставов. Приказом Минюста России от 30.06.2023 № 163 «Об утверждении типовых уставов некоммерческих организаций» утверждены типовые уставы для организационно-правовых форм некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации. Это местные и региональные общественные организации, местные и региональные общественные движения, ассоциация (союз), община коренных малочисленных народов, общественно полезный фонд, частное учреждение и автономная некоммерческая организация. Однако, при их использовании изменения по утвержденному тексту типового устава не предусмотрены.

Документы для государственной регистрации предоставляются заявителями непосредственно в Управление (прием граждан: понедельник, среда — с 14.00 до 17.00 час.; пятница с 14.00 до 16.00 час.; вторник, четверг — с 09.00 до 12.00 час.), по почте (410056, г. Саратов, ул. им. Мичурина И. В., д.31), либо в электронном виде — на портале «Госуслуги» (ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», ЕПГУ).

Электронная регистрация является самым оптимальным способом сэкономить время и финансовые средства при направлении документов на государственную регистрацию некоммерческой организации тем, кто хочет создать новую некоммерческую организацию или уже представляет интересы некоммерческой организации, являющейся юридическим лицом.

Такой способ является наиболее удобным и имеет следующие преимущества:

1) отсутствие необходимости оплаты государственной пошлины;

2) отсутствие необходимости свидетельствования подлинности подписи заявителя с помощью нотариуса;

3) не требуется личное посещение уполномоченного органа, документы можно подать в любой удобный день и время.

Для получения услуги заявитель должен иметь подтвержденную в единой системе идентификации и аутентификации учетную запись. После прохождения процедуры авторизации на портале заявителю доступно получение в электронной форме государственной услуги «Принятие решения о государственной регистрации некоммерческих организаций», в том числе «Государственная регистрация иных некоммерческих организаций при их создании».

Важным вопросом является подготовка транспортного контейнера для направления пакета документов для регистрации НКО. Специальные требования для его формирования определены ФНС России.

При подаче документов на государственную регистрацию некоммерческих организаций в электронной форме, заявители для формирования транспортного контейнера должны пользоваться программным обеспечением, разработанным Минюстом России во взаимодействии с Федеральной налоговой службой, где предусмотрено, что размер транспортного контейнера не может превышать 5 Мб.

Документы, включаемые в транспортный контейнер, должны удовлетворять требованиям законодательства Российской Федерации, а также требованиям, указанным в Порядке взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в форме электронных документов, а также требований к формированию таких электронных документов, утверждённом приказом ФНС России от 28.12.2022 № ЕД-7-14/1267.

Файлы направляемых в регистрирующий орган документов с отсканированными с бумажных носителей образами, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (одного из заявителей) либо нотариуса или лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя на направляемом одновременно с такими документами заявлении (уведомлении, сообщении).

Файлы направляемых в регистрирующий орган документов с отсканированными с бумажных носителей образами должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. При изменении лица, действующего без доверенности от имени некоммерческой организации, представить документы, подписанные электронной цифровой подписью прежнего руководителя, не представляется возможным, поскольку заявителем должен выступить новый руководитель организации.

Таким образом, регистрация НКО в электронном формате упрощает процедуру взаимодействия гражданина и уполномоченного органа и позволяет заявителю существенно сэкономить время и денежные средства.

Подробная информация «Как зарегистрироваться на Госуслугах», возможности оформления усиленной квалифицированной электронной подписи уполномоченного представителя юридического лица размещена на ЕПГУ.

Управление министерства юстиции РФ по Саратовской области

Официальное сообщение

Вся лента