Подставные кредиты в особо крупном размере
Судят бывшего сотрудника уральского филиала ВТБ24, выданного Эмиратами
Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга приступил к рассмотрению по существу уголовного дела бывшего ведущего специалиста отдела поддержки и ипотеки банка ВТБ24 Игоря Кременевского, обвиняемого в 92 эпизодах мошенничества. По версии следствия, в 2009−2011 годах он в составе организованной группы оформлял кредиты на подставных лиц, а затем использовал деньги по своему усмотрению. Общая сумма ущерба составила 150 млн руб. Когда схема хищений была раскрыта, Игорь Кременевский скрылся в ОАЭ, однако Генпрокуратура добилась его экстрадиции в Россию.
По версии следствия, экс-ведущий специалист отдела поддержки и ипотеки банка ВТБ24 Игорь Кременевский входил в состав группы, которая использовала схему выдачи потребительских кредитов и автокредитов на подставных лиц по фиктивным документам. В нее также входили бывший заместитель начальника отдела управления рисками екатеринбургского филиала ВТБ24 Анатолий Асташкин и юрист Михаил Медведевских. Сейчас Анатолий Асташкин и Михаил Медведевских находятся в розыске.
В период с декабря 2009 года по февраль 2011 года Анатолий Асташкин и Игорь Кременевский находили подставных лиц и убеждали их оформить кредит, они уверяли, что задолженность по заключенному ими договору с банком будет погашена. «Согласно разработанному плану, участники организованной группы должны были осуществлять от имени подставных заемщиков частичное погашение кредиторской задолженности перед банком ВТБ24»,— говорится в обвинительном заключении.
Подставным заемщикам они создавали фиктивные документы о доходах и имуществе. После договоренности с заемщиком они искали продавцов через автосалоны, оказывающие услуги комиссионной продажи автомобилей, для заключения кредитного договора.
После фиктивной финансовой сделки, кредитные денежные средства со счета автосалона переходили на счета продавцов, затем — участникам группы.
Согласно одному из эпизодов, в период с 1 по 9 декабря 2009 года Игорь Кременевский предложил своему знакомому за денежное вознаграждение заключить с ВТБ24 кредитный договор. Он рассказал ему, что деньги нужны Анатолию Асташкину, и пообещал, что кредит будет полностью погашен. Знакомый подсудимого, «доверяя Кременевскому в связи с их дружескими отношениями», передал свою трудовую книжку для подготовки кредитного договора. Впоследствии был заключен кредит на покупку автомобиля Land Rover стоимостью более 4,7 млн руб. «Но в действительности такой автомобиль никогда знакомым Кременевского не приобретался». Менеджер автокредитования в банке, осведомленный о преступных намерениях участников группы, доверяя Анатолию Асташкину, оформил документы на автокредит и внес ложные сведения в систему банка, инициировав рассмотрение заявки.
Анатолий Асташкин на данную заявку наложил резолюцию о согласии на выдачу кредита, после чего банк предоставил кредитные средства знакомому Игоря Кременевского, затем деньги были обналичены и переданы участникам преступной группы.
Другие преступления группа совершали по аналогичной схеме. Когда заемщики получали кредитные средства, они отдавали деньги или Анатолию Асташкину, или Игорю Кременевскому.
В основном кредиты оформлялись на работников ООО «Логолюкс», ООО «Энергомир», ООО «Промприбор», ООО «УТК-Март», ЗАО «Дэлс», ЗАО «Кинетика», при этом заемщики не знали, что втянуты в преступную схему.
Всего в период с конца 2009 года по октябрь 2010 года было оформлено 47 кредитов, в основном на потребительские цели. Мошенническую схему выдачи кредитов выявила служба внутреннего контроля банка, которая передала материалы расследования в УВД Екатеринбурга.
Следствие считает организатором преступной группы Анатолия Асташкина. «Он давал участникам организованной группы обязательные для исполнения указания и контролировал их исполнение. Асташкин выполнял действия, необходимые для выдачи кредитов подставных заемщиков. Он умышленно сообщал заемщикам заведомо ложные сведения о своих намерениях выполнять обязательства по кредитным договорам в полном объеме, если они заключат такой договор за вознаграждение»,— рассказал прокурор на судебном заседании. Анатолий Асташкин был задержан в марте 2011 года, однако о его дальнейшей судьбе не сообщалось.
Игорь Кременевский, согласно плану, являлся исполнителем. Он, по данным следствия, подыскивал подставных заемщиков, накладывал на их заявки свои резолюции о согласии на предоставление кредита, обеспечивал получение похищенных денег и занимался изготовлением фиктивных документов.
Когда схема хищений была раскрыта, Игорь Кременевский скрылся в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), в 2015 году он был объявлен в международный розыск и заочно арестован, в августе прошлого года Генпрокуратура добилась его экстрадиции в Россию. Игорю Кременевскому предъявлено обвинение в 92 эпизодах мошенничества по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере). Следующее заседание суда состоится 25 марта.
Адвокат Игоря Кременевского Юлия Максимова отказалась от комментариев.