Пост приняли
Православных россиян стало поменьше, но они оказались тверже в вере
Свежий опрос ВЦИОМа зафиксировал тенденцию к снижению количества россиян, которые считают себя православными христианами. В 2024 году таковых оказалось 66% — на 9% меньше, чем в 2017 году. При этом среди православных растет число тех, кто соблюдает некоторые посты — об этом заявили 42% опрошенных из числа верующих; еще два года назад этот показатель был заметно ниже. В Русской православной церкви считают, что данные о снижении числа верующих «заслуживают дополнительной проверки». Религиовед и социолог склонны объяснять результаты опроса «поколенческим сдвигом».
Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) приурочил свое исследование к началу Великого поста. Социологи опросили 1600 человек; 66% заявили, что считают себя последователями православия, 6% — ислама, по 1% — буддизма и протестантизма. Варианты «католицизм» и «иудаизм» получили менее 1% голосов. При этом 13% респондентов заявили, что считают себя неверующими; 4% назвали себя верующими, но без определенной конфессии, а 3% — «колеблющимися между верой и неверием». Еще 5% выбрали вариант «другое», 1% опрошенных затруднился с ответом.
Социологи отметили, что женщины намного чаще относят себя к последователям православия (72% от опрошенных женщин против 58% среди мужчин).
Чем старше были респонденты, тем чаще они заявляли о принадлежности к этой конфессии. Так, среди россиян 18–24 лет православными считают себя 38%, а в группе 25–34 лет — уже 53%. Среди опрошенных 35–44 лет таковых 69%, у 45–59 лет — 70%, а в категории 60 лет и старше — 75%.
Напомним, что в 1991 году о своей принадлежности к православию заявляли 34% россиян (данные ВЦИОМа и ФОМ). В 2004 году — 76,1% (данные ИСПИ РАН), а в 2014 году — 73% (данные «Левада-центра», включен Минюстом в реестр иноагентов). В 2017 году православными назвали себя 75% респондентов (здесь и далее данные ВЦИОМа). Но в 2018 году их было уже 72%, в 2019 году — 70%, в 2020 году — 68%, в 2021 году — 66%. В 2022 и 2023 годах был зафиксирован небольшой прирост до 68% (+2%).
Отметим, что в последние годы фиксировалось сокращение числа верующих, которые посещают храмы на главные православные праздники. Так, в 2012 году МВД РФ сообщало, что на православное Рождество в храмы пришли более 2,4 млн человек. В 2014 году верующих в храмах было более 2 млн, в 2018 году — более 2,5 млн, в 2019 году — более 2,6 млн человек, а в 2020 году — 2,3 млн человек. Данные за 2021 и 2022 годы не публиковались; в 2023 году МВД сообщило про 1,3 млн человек. В январе 2024 года официальный представитель МВД Ирина Волк сообщила, что рождественские службы посетили 1,4 млн человек.
По данным ВЦИОМа, число православных россиян, не соблюдавших ни один пост, с 2018 по 2023 год колебалось в пределах 71–75%, а в 2024 году сократилось до 56%.
Значительно возросло число тех, кто «обычно соблюдает некоторые посты» — с 12% в 2018 году до 29% в 2024 году. А вот число соблюдающих Великий пост сократилось с 13% в 2018 году и 19% в 2022 году до 9% в 2024 году. В то же время процент опрошенных, строго соблюдающих все православные посты, изменился незначительно и составил 4% (с 2018 по 2024 годы этот показатель колебался между 2% до 5%). «В общей сложности сегодня четверо из десяти православных россиян соблюдают какие-либо посты (42%), еще два года назад показатель был ниже почти в два раза — 24%. Такое возрастание популярности соблюдения постов среди православных может быть обусловлено ростом интереса к религии, духовным практикам»,— говорится в результатах исследования.
Доцент философского факультета МГУ, религиовед Илья Вевюрко видит несколько причин для сокращения числа респондентов, заявивших о своей принадлежности к православию. В первую очередь, «усилился разрыв поколений» — и потому становится меньше людей, которые причисляют себя к православию «просто в силу традиции, семейной привычки». Кроме того, у молодежи появилась тенденция к «новой искренности», и «они не хотят называть себя теми, кем не являются», говорит ученый. «Многие из тех, кто крестился в 1990-е в связи с "модой" на религию, охладели к церкви. Они перестали видеть авторитет в ее священноначалии, поскольку оно не удержало независимую позицию в отношении к доминирующим в обществе группам, не у всех вызывающим классовую солидарность,— рассуждает господин Вевюрко.— А поскольку кроме этого авторитета их ничего не привязывало к православию, они перестали себя с ним идентифицировать. О том же говорят другие опросы, показывающие падение рейтинга "доверия" к Русской православной церкви».
При этом религиовед не исключает влияние коронавирусных ограничений. Они «поставили под удар» тезис о необходимости посещать церковь с целью приобщения к Святым Тайнам и празднования важнейших дат христианского календаря, говорит ученый.
«Это деморализовало многих верующих и, вполне вероятно, менее устойчивых из них оттолкнуло от церкви. Хотя процент переставших посещать богослужения оказался намного меньше, чем тогда прогнозировали некоторые мои коллеги,— сказал он.— А вот соблюдению постов локдаун никак не противоречил. Возможно, начавшиеся испытания усилили волю некоторых остающихся в церкви людей к более серьезному восприятию церковного устава».
Социолог Алексей Фирсов также полагает, что результаты опроса связаны с «поколенческим сдвигом»: «Если старшие люди склонны себя назвать православными, то часть молодежи будет называть себя просто христианами. Они в меньшей степени готовы себя идентифицировать с локальными культурными феноменами, стремятся более гибко обходиться с культурными рамками». Вместе с тем господин Фирсов удивлен значительным ростом числа постящихся на фоне общего падения процента относящих себя к православным. «Возможно, на цифры повлияли интерпретации вопросов респондентами,— предположил социолог.— Вероятно, в каноническом смысле пост соблюдают те, кто регулярно посещает церковные службы,— таких в России в районе 3–5%. А рост мог произойти за счет тех, кто воспринимает пост как духовные и оздоровительные практики. Некоторые граждане, например, воспринимают отказ от вредных привычек как форму поста».
«Данные о снижении числа людей, ассоциирующих себя с православием, на мой взгляд, заслуживают дополнительной проверки. Никаких факторов, которые бы объясняли это изменение, мы не видим,— заявил “Ъ” заместитель председателя Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.— В условиях проведения СВО, напротив, замечается обращение людей к молитве и к вере. Человеческая душа подвижна, человек может уснуть атеистом и проснуться верующим». К информации о росте числа желающих поститься господин Кипшидзе относится «с осторожным оптимизмом»: «Можно предположить, что это является результатом внутрицерковной миссии»,— сказал он.