ВСМ проедет мимо налогов
Смольный подготовил законопроект об освобождении участников проекта от фискальной нагрузки
15 марта комитет финансов Санкт-Петербурга внес на антикоррупционную экспертизу проект изменений в Закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах», предусматривающий освобождение от налога на имущество в отношении объектов недвижимости, созданных в рамках концессионного соглашения и используемых для осуществления перевозок на высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Санкт-Петербург — Москва. Эксперты считают инициативу лояльной мерой в отношении участников мегапроекта, которая скажется на пополнении городской казны в будущем.
Перечень объектов, освобождаемых от налога на имущество, будет определяться правительством города, говорится в законопроекте. На момент подготовки публикации в пресс-службе комитета финансов не ответили на запрос «Ъ-СПб» о том, какие именно организации попадут под действие закона и будут ли предусмотрены для участников строительства ВСМ другие налоговые льготы. В 2019 году, когда президент РФ поручил спроектировать такую магистраль из Москвы в Петербург (с 2009 года обсуждалась ВСМ Москва — Казань, но проект так и не был реализован.— «Ъ-СПб» ), на федеральном уровне обсуждались поправки в Налоговый кодекс, обнуляющие с 2025 по 2060 год, помимо налога на имущество организаций в отношении вновь вводимых объектов недвижимости, еще и НДС на услуги по аренде и использованию инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта.
О продлении налоговых льгот для проектов по развитию железнодорожного транспорта, чтобы минимизировать затраты на строительство ВСМ, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов сообщил в феврале после совещания по реализации проекта с участием президента (см. «Ъ-СПб» от 16.02.2024). Тогда заявлялось, что сооружение магистрали будет вестись в рамках созданной концессии (ООО «ВСМ Две столицы» зарегистрировано в Москве 12 января 2024 года.— «Ъ-СПб»), в учредители которой должны войти РЖД, Москва, Петербург, Московская, Ленинградская, Новгородская и Тверская области. Согласно представленной схеме финансирования, в общей стоимости концессии более 2 трлн рублей кредиты от крупнейших банков страны («Сбер», ВТБ, «Газпромбанк») составят 903,8 млрд рублей, еще 580,6 млрд выделит Фонд национального благосостояния (ФНБ), а 218,5 млрд будет направлено в уставный капитал концессионера. Взносы в последний сделают регионы, по которым пройдет трасса, в том числе Москва — 50 млрд, Петербург — 20 млрд, Ленобласть — 10 млрд.
Управляющий партнер IPM Consulting Вадим Тедеев полагает, что освобождение от налога на имущество — серьезный шаг для властей Петербурга, но их примеру могут последовать и другие регионы, где появится сопутствующая инфраструктура новой ВСМ. «Объем отчислений по налогу на имущество составляет существенную часть затрат для бизнеса, а учитывая, что речь идет о крупном мегапроекте с участием государства, отказ от полного взимания налога оправдывается в пользу содействия окупаемости вложений, которая и без того будет долгой»,— дает оценку господин Тедеев.
Как сказал «Ъ-СПб» заместитель председателя правительства Ленинградской области — председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрий Ялов, регион тоже готов рассмотреть возможность предоставления налоговых льгот участникам проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали и направил в администрацию президента предложение освободить объекты ВСМ от налога на имущество.
Господин Тедеев напоминает, что, например, для РЖД власти регулярно продлевают пониженную ставку налога на имущество в размере 1,6%, а в этом году предлагалось сделать ее бессрочной. «На фоне реализации крупных строек транспортной монополии это также выглядит логичным. Соответственно, полный отказ от сбора налога на имущество ВСМ видится максимально лояльной мерой»,— заключает представитель IPM Consulting.
Налоговые льготы для участников проекта ВСМ не должны негативно сказаться на нынешних и ожидаемых показателях сбора налогов и формировании казны города, поскольку есть прогнозный план по сдаче других крупных инвестпроектов, еще не введенных в эксплуатацию и не имеющих таких преференций, продолжает господин Тедеев. «В схеме финансирования концессии по ВСМ 20 млрд рублей выглядят весьма скромной долей,— рассуждает эксперт.— Учитывая масштабность и важность проекта, можно также добавить, что после ввода в эксплуатацию основных участков власти будут получать мультипликационный эффект от различной деятельности ВСМ. В частности, большая ставка делается на грузоперевозки, рост которых ожидается в кратном размере, что также нарастит поступления в бюджет от функционирования ВСМ».