Эпоха в миниатюре

Фестиваль Джованни да Палестрины, великого итальянского композитора

В феврале в главном здании ПСТГУ прошел IV Международный культурно-просветительский фестиваль. Тематика этого года — «В поисках новой гармонии: из Средневековья в Новое время» — посвящена памяти крупнейшего композитора XVI века, мастера хоровой полифонии Джованни Пьерлуиджи да Палестрины.

Фото: ПСТГУ

«Ъ-Наука» побеседовал с кураторами выставки о том, можно ли раскрыть образ целой эпохи в одной выставке, при чем здесь хоровая полифония и университет из Миланской Амброзианской библиотеки.

Светлана Ковалевская, куратор выставки, искусствовед, преподаватель ПСТГУ и МГАХИ им. В. И. Сурикова:

— Почему для создания фестиваля был выбран именно этот период — время перехода от Средневековья к Новому времени?

— Скорее, здесь обратная связь: мы решили посвятить фестиваль юбилею Палестрины, сделать его центральной фигурой. А так как у нас тема фестиваля «Эпоха в миниатюре», то его личность послужила поводом шире посмотреть на эпоху, в которой он творил,— время сложное и драматичное.

— Расскажите подробнее о наиболее интересных событиях фестиваля.

— Программа фестиваля была насыщенной и задумывалась как для широкой публики, так и для специалистов в области философии, богословия, искусствоведения, теории музыки и др.

Стоит отдельно выделить выставку «Поиски гармонии на переломе эпох», на которой можно было увидеть впервые в России две копии рукописей Амброзианской библиотеки XVI столетия: «Путешествие Магеллана» Антонио Пигафетты, который сопровождал Магеллана во время первого кругосветного путешествия, и математическо-философский трактат «Божественная пропорция» монаха и математика Луки Пачоли с иллюстрациями Леонардо да Винчи.

Обе рукописи были представлены на презентации манускриптов гостями из Милана: доктором Амброзианской библиотеки монсеньором Франческо Браски и профессором Миланского католического университета Алессандро Роветтой.

Лекции для широкого круга слушателей были посвящены искусству маньеризма, музыке XVI века. Доклады на научных конференциях более глубоко погружали слушателей в проблемное поле, в котором шли поиски нового — в богословии, философии, музыке и искусстве. И дополнялась эта картина музыкальными концертами, на которых исполняли музыку XVI столетия, так как Новое время — это еще и эпоха трансформации музыкальных форм: наряду с одноголосым пением, григорианским или византийским, получает распространение многоголосие и впоследствии преобладающее над монодией (одноголосым пением).

Антонио Пигафетта. «Путешествие Магеллана», 1523–1525 годы

Фото: ПСТГУ

— На ваш взгляд, удалось ли раскрыть заявленную тему фестиваля? Как вообще можно раскрыть такую сложную тему в рамках одного фестиваля?

— Основная цель фестиваля — познакомить зрителей с эпохой Позднего Ренессанса, показав эту эпоху как время сложное, драматичное, обратив особое внимание на изменения, которые претерпевает картина мира, чтобы было понятно, на каком фоне идут поиски гармонии в музыке Палестрины,— как нам кажется, была достигнута. Фестиваль изначально задумывался как способ раскрыть ту или иную эпоху с разных точек зрения, через разные проявления культуры, глазами разных специалистов и представителей двух культур, отсюда и его название «Эпоха в миниатюре». Междисциплинарный и межкультурный подход проявляется и в форме проведения фестиваля: выставка, популярные лекции, конференции, концерты духовной и классической музыки. Таким образом, с одной стороны, через звук, изображения, письменные памятники, с другой — через представление результатов научных исследований в профессиональной и популярной форме складываются пазлы эпохи. Такой подход позволяет карикатурные и плоские представления о той или иной эпохе насытить содержательно и приблизиться к подлинному пониманию рассматриваемого времени. В этом году за несколько дней фестиваль посетило более 1 тыс. человек, что тоже говорит об удачно избранной форме.

Константин Польсков, протоиерей, проректор по научной и международной работе ПСТГУ:

— Почему для иллюстрации культурных событий этого периода вы выбрали судьбу и творчество Джованни Пьерлуиджи да Палестрины?

— В личности Палестрины для нас совпали два момента: формальный, поскольку он жил и творил как раз в тот период европейской истории, на который мы хотели взглянуть через изобразительные памятники той эпохи; и содержательный, поскольку Палестрина — великолепный, можно сказать, эталонный образец поиска новой гармонии в период перехода европейской цивилизации к модерну, когда старые представления о мире и о человеке были подвергнуты сомнению, а новые, отражавшие иное миропонимание, еще только рождались. В гениальном творчестве Палестрины это противоречие было преодолено. Он, продолжая еще средневековую традицию, создал те музыкальные формы, которые продолжили жить уже в Новое время. В этом смысле Палестрина является образцом и для современного человека, жизнь которого проходит в условиях трансформации привычных институтов и форм взаимодействия.

«Тело с 72 основаниями. Лука Пачоли. «О Божественной пропорции», 1498

Фото: ПСТГУ

— Как проходило международное сотрудничество в рамках подготовки фестиваля?

— Сама идея фестиваля «Эпоха в миниатюре» была бы невозможна без активного участия в его организации друзей нашего университета из Миланской Амброзианской библиотеки, которая, как, может, не все знают, является богатейшим европейским хранилищем не только уникальных рукописей книг, но и многочисленных произведений искусства, в том числе изобразительного. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и Амброзианская библиотека (Милан) сотрудничают уже 12 лет. Все начиналось с желания издать первое в России полное собрание творений одного из величайших христианских мыслителей — святителя Амвросия Медиоланского. За прошедшие годы увидели свет уже десять томов переводов, впереди примерно столько же. А в процессе нашего сотрудничества родилась еще одна идея — фестиваль «Эпоха в миниатюре», который позволяет в итальянском и русском контекстах посмотреть общим взглядом на культурные явления. Фестиваль готовят не только в сотрудничестве представители разных культур, но и различных специальностей: богословы, философы, искусствоведы, историки, филологи, музыканты. Межкультурный и междисциплинарный взгляд нетривиально и невероятно содержательно раскрывает ту или иную эпоху. Нынешний фестиваль был уже четвертым. Именно партнеры из Милана каждый раз предлагают нам для обсуждения кандидатуру «главного героя» фестиваля, а затем подбирают рукописи, миниатюры, исторические документы, которые позволяют взглянуть на эту эпоху и прикоснуться к ней.

Ольга Грибова

Вся лента