Где снимали культовые советские фильмы

Антуражи многих фильмов советской эпохи не стоит искать в тех местах, где по сюжету происходит действо. Режиссеры той поры умудрялись находить похожие улицы и ландшафты. Впрочем, справедливости ради, так делали не только в Советском Союзе. К примеру, экранизацию знаменитого мюзикла «Эвита» с Мадонной и Антонио Бандерасом в главных ролях режиссеру Алану Паркеру не позволили снимать в Буэнос-Айресе — кино ваяли в Будапеште. В том же городе свой «Мюнхен» делал Стивен Спилберг. А еще в Будапеште снимали… Москву для картины «Красная жара» с Арнольдом Шварценеггером. Но вернемся к советской классике.

Западную Европу военного времени в культовом сериале «Семнадцать мгновений весны» Татьяна Лиознова снимала по большей части в Москве, а еще — в Ленинграде (сцена в Зоологическом музее), Риге (Берн) и даже в Тбилиси (сцена профессора Плейшнера в зоопарке). В Берлине было отснято лишь несколько сцен с клиникой «Шарите», загородным домом Штирлица, пивной и т. д.

Улицы Баку режиссерам Александру Алову и Владимиру Наумову подошли и для съемок столицы Ирана в фильме «Тегеран 43» (в самом Тегеране во время производства исторической драмы шла война). Эта картина с Наталией Белохвостиковой, Игорем Костолевским и Аленом Делоном в главных ролях кроме Азербайджана снималась еще в Москве, Испании, Швейцарии и Франции.

Кстати, «Стамбул — город контрастов» в комедии «Бриллиантовая рука» режиссер Леонид Гайдай снимал также в азербайджанской столице. А Черноморск, где по сценарию проживал герой Юрия Никулина, снимали в Сочи. Там же на пристани, от которой по сюжету отходил теплоход «Михаил Светлов», сегодня туристы могут найти бронзовый памятник героям картины.

В другом шедевре Гайдая — «Кавказской пленнице» — кавказских сцен всего две. Это — купание Шурика в спальном мешке в речке Мзымте, неподалеку от Красной Поляны, и похищение Нины, которое снимали в Абхазии на дороге к озеру Рица. Остальные съемки, по разным источникам, проводились в Крыму — в Алуште и окрестностях.

Древний Московский Кремль в комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» снимали в Ростовском кремле. Именно там пришелец из будущего в исполнении Юрия Яковлева пытается выдать себя за Ивана Грозного.

Париж в легендарной трехсерийной картине «Д’Артаньян и три мушкетера» режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич снимал на улицах Одессы и Львова, а еще в Хотинской крепости там же — на Украине. В роли дворца кардинала в фильме выступил львовский Дом ученых, дома Бонасье — костел Иоанна Крестителя, монастыря Дешо — Армянский кафедральный собор, сцену Мерлезонского балета снимали в Одесском оперном театре.

Лондон в экранизации «Шерлока Холмса и доктора Ватсона» 1979 года с Василием Ливановым и Виталием Соломиным в главных ролях режиссер Игорь Масленников снимал в Ленинграде и Риге. А «Собаку Баскервилей» из той же эпопеи — еще и в Таллине.

«Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля о борьбе с басмачами на берегу Каспия сначала снимали в Дагестане неподалеку от Махачкалы. Однако большинство кадров было забраковано, и основную часть снимали в пустыни Туркменистана.

Первый советский боевик «Пираты XX века» режиссера Бориса Дурова по сценарию Станислава Говорухина, где рассказывается о советском торговом судне, направлявшемся из «далекого заграничного порта» во Владивосток, снимался в Крыму. В том числе — на легендарном мысе Фиолент, где писал свои картины Иван Айвазовский. К слову, на том же Фиоленте снимали эпизоды фильмов «Водитель для Веры», «Остров погибших кораблей», «Человек-амфибия» и еще целого ряда картин.

Вся лента