«Картину магнат завещал предать кремации вместе с собственным телом»

Дмитрий Буткевич — о продаже картин Винсента Ван Гога

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о судьбе самых дорогих полотен художника.

Фото: ROB ENGELAAR / ANP MAG / ANP / AFP

Всю неделю я решил посвятить одному из своих самых любимых художников — Винсенту Ван Гогу (1853-1890 гг., 37 лет). Итак, прямо сейчас нидерландские издания вовсю обсуждают продажи на крупнейшей мировой ярмарке старого искусства TEFAF в голландском Маастрихте. В частности, серьезную сумму в €4,57 млн, уплаченную за полотно Винсента Ван Гога «Голова крестьянки в белом чепце».

Портрет крестьянки выставляла на продажу американская галерея M.S. Rau из Нового Орлеана. Полотно было куплено для коллекции некоего частного музея, расположенного не в Европе, чье название не разглашается, говорят только, что музей открыт для посещения. Назвать его сможет только сам владелец, который пока, как принято говорить у антикваров и коллекционеров, хочет «переночевать с картиной». То есть дать ей повисеть в доме, пожить с ней рядом, полюбоваться, а потом уже выставить на всеобщее обозрение.

«Голова крестьянки в белом чепце» — одна из ранних картин Ван Гога. Предположительно она была написана в 1884 году, в ранний, так называемый голландский период творчества, который был довольно короток: с 1883 по 1885 годы. Размеры полотна 63 см на 48 см. Вообще, художник написал несколько полотен, изображающих деревенских женщин в белых чепцах.

Любопытно, что рекорд аукционной цены Ван Гога был установлен еще в «доисторическом» 1990 году. Тогда «Портрет доктора Гаше», классическая, одна из самых поздних работ Винсента, был продан за $83 млн. На протяжении 15 лет это была самая дорогая картина в аукционном мире. Купил ее японский магнат Риэ Сайто, но он довольно быстро разорился. Вроде бы совершил харакири, а свою самую дорогую и явно самую любимую картину завещал предать кремации вместе с собственным телом. Дальше легенды разнятся, кто-то говорит, что так доктор Гаше и сгинул в недрах японского крематория, а кто-то считает, что вмешалось ЮНЕСКО, картину изъяли и продали в неназываемый частный инвестиционный фонд. Однако портрет так никто с тех пор и не видел.

Вся лента