«Дороги и мосты» уходят под землю
Связанная с Аркадием Ротенбергом фирма займется реконструкцией станции метро «Фрунзенская»
Конкурс на реконструкцию станции метро «Фрунзенская» стоимостью в 9,4 млрд рублей выиграло АО «Дороги и мосты», связанное со структурами Аркадия Ротенберга и ВЭБ. По итогам аукциона от ГУП «Петербургский метрополитен» фирма победила свою же дочернюю компанию «Трансстроймеханизация». Юристы полагают, что за неимением третьего участника говорить об ограничении конкуренции в данном случае не стоит, а участие в торгах аффилированных юридических лиц — практика не повсеместная, но встречающаяся.
АО «Дороги и мосты» (ДИМ) выиграло конкурс от ГУП «Петербургский метрополитен» на реконструкцию станции метро «Фрунзенская», следует из протокола комиссии. Согласно документу, в конкурсе принимали участие всего две фирмы: АО «ДИМ» и ООО «Трансстроймеханизация», которая, по данным «СПАРК-Интерфакс», на 100% принадлежит тому же АО «ДИМ».
Общество выиграло конкурс, понизив стоимость выполнения работ на 0,15% (9 млн рублей) от начальной минимальной цены контракта. По условиям договора, компания до 15 января 2027 года полностью реконструирует вестибюль станции с полной заменой эскалаторов и построит Единый диспетчерский центр метрополитена. Также до 15 января 2029 года компания должна оснастить этот центр инженерно-технической инфраструктурой.
АО «Дороги и мосты» выделилось из структуры ПАО «Мостотрест» в 2020 году и вошло в состав инфраструктурного холдинга АО «ГК "Нацпроектстрой"» (НПС) — совместного предприятия ВЭБ и Аркадия Ротенберга. В декабре 2022 года «Дороги и мосты» возглавил основной акционер ООО «Группа компаний 1520» Алексей Крапивин, в январе 2023-го он также стал директором «Нацпроектстроя». Партнером господина Крапивина по «1520» является Борис Ушерович — фигурант коррупционного дела полковника-миллиардера Дмитрия Захарченко. В 2019 году он скрылся от следствия за границей и был заочно арестован Басманным райсудом Москвы.
По словам управляющего партнера, руководителя практики публичного права юридического бюро «Правовые стратегии» Олега Николаева, участие в торгах связанных друг с другом юридических лиц — практика не повсеместная, но встречающаяся. «Несмотря на то, что одна из фирм-участниц закупки является "дочкой" другой, говорить об ограничении конкуренции в данном случае нельзя. Во-первых, закон не запрещает участие в одной и той же конкурентной процедуре аффилированных между собой компаний. Во-вторых, отсутствуют какие-либо основания полагать, что кто-то, в частности АО "ДИМ" или ООО "Трансстроймеханизация", мешал третьим лицам подать заявку на участие в аукционе»,— рассуждает эксперт.
Руководитель антимонопольной практики юрфирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Елена Кузнецова поясняет, что вхождение участников конкурса в одну группу лиц не является основанием для вывода о наличии между ними ограничивающего конкуренцию соглашения.
«Вывод о нарушении АО "Дороги и мосты" и ООО "Трансстроймеханизация" антимонопольного законодательства может быть сделан только после исследования всех обстоятельств их участия в конкурсе. И только если будет доказано, что ими созданы ограничения, препятствия доступа другим юридическим лицам на рынок, нанесен вред конкуренции, нарушены права иных хозяйствующих субъектов, создано фактическое воспрепятствование доступу какого-либо субъекта на указанный рынок, то их действия можно будет считать антиконкурентными»,— резюмирует спикер.
Компания «Дороги и мосты» довольно активно ведет себя на строительном рынке Петербурга. Фирма выиграла конкурс на строительство Большого Смоленского моста, а также контракт на подготовку территории к строительству развязки на пересечении улицы Коллонтай и Дальневосточного проспекта.