Евросоюз оставляет открытой форточку
В Брюсселе осудили ход выборов в России, но не стали делать резких шагов
Главы МИДов стран Евросоюза 18 марта собрались на встречу в Брюсселе, на которой, в частности, уделили внимание выборам президента России. Хотя отдельные государства ЕС заявили о непризнании результатов трехдневного голосования в РФ, на уровне всей организации от такого шага воздержались. Вместо этого в ЕС выразили сожаление в связи с отсутствием на выборах наблюдателей от ОБСЕ и подчеркнули, что процесс проходил «в условиях жестких ограничений». В Москве назвали прозвучавшие из Европы комментарии и заявления «абсурдом» и выразили сомнения в существовании демократии в ЕС.
У министров иностранных дел стран Евросоюза, собравшихся на плановую встречу в Брюсселе, не было в планах обсуждать президентские выборы в России. Во всяком случае в повестке заседания такой пункт программы не значился, а основное внимание должно было быть уделено «российской агрессии против Украины», Белоруссии и ситуации на Ближнем Востоке. Однако, учитывая, что дипломаты собирались в бельгийской столице на следующий день после завершения голосования в РФ, можно было предположить, что с нее-то они и начнут свой день. Тем более что в последние недели в Европе наблюдалась оживленная дискуссия о возможности непризнания результатов выборов в России.
Еще до того, как все собрались в одном зале под руководством верховного представителя ЕС по международным делам и политике безопасности Жозепа Борреля, ряд европейских государств решил дать свою оценку российским выборам. Одним из первых высказался глава МИД Литвы Габрюелюс Ландсбергис, который назвал их «трагифарсом» и «фальсифицированной и имитационной процедурой», заверив, что Вильнюс не собирается признавать итоги голосования.
В Германии, Чехии и Польше также поспешили поделиться критическими оценками произошедшего. В частности, в МИД ФРГ назвали голосование, на котором, по официальным данным, Владимир Путин получил 87,28%, «псевдовыборами».
Заявления из Берлина не остались без внимания официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, которая прокомментировала их для агентства ТАСС. «Уточните у них: когда в Германии намерены сделать систему своих выборов по-настоящему демократичной, предполагающей прямые выборы народом руководителя?» — сказала госпожа Захарова, поставив тем самым под сомнение демократичность выборов в любой парламентской республике.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, в свою очередь, счел заявления европейских политиков «абсурдом», поскольку, говоря о «нелегитимности выборов», получается, что «нужно говорить о нелегитимности 87% голосов».
Однако ответить на вопрос, будут или не будут в Евросоюзе признавать российские выборы, предстояло Совету ЕС, собравшемуся на заседание в Брюсселе. В итоге от имени всей организации было выпущено заявление Жозепа Борреля, которое, хотя и состояло из критических формулировок, очевидно, оставляло небольшое окно возможностей для диалога с российскими властями. В заявлении отмечалось, что президентские выборы «проходили в условиях жестких ограничений, усугубляемых незаконной агрессивной войной России против Украины», а «российские власти продолжают усиливать систематические внутренние репрессии, преследуя оппозиционных политиков, организации гражданского общества, независимые СМИ и других критически настроенных лиц, прибегая к репрессивному законодательству и вынося политически мотивированные тюремные приговоры».
«Выборы проходили в условиях все более сужающегося политического пространства, что… лишило российских избирателей реального выбора и сильно ограничило их доступ к достоверной информации»,— заявили в ЕС, пообещав поддерживать работу российских организаций гражданского общества, правозащитников и независимых СМИ.
В этот же день ЕС согласовал новые санкции, которые будут применены «к 30 физическим лицам и двум организациям, связанным со смертью Навального», рассказал глава МИД Португалии Жуан Гомиш Кравинью. Сообщается, что персональные ограничения коснутся представителей судебной системы РФ.
Отдельно Евросоюз выразил сожаление о решении властей РФ не приглашать на выборы наблюдателей от Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. В Брюсселе заверили, что это противоречит обязательствам Москвы в рамках организации и лишает избирателей и институтов независимой оценки процесса голосования.
Вероятно, европейских дипломатов не устроили отчеты наблюдательных миссий от СНГ и ШОС. Между тем глава миссии наблюдателей от СНГ Ильхам Нематов заверил по итогам выборов, что они прошли «открыто и гласно, были справедливыми, конкурентными и соответствовали принципам проведения демократических выборов». Господин Нематов также остался доволен самим процессом наблюдения, которое, по его словам, «осуществлялось свободно и независимо, было построено на принципах открытости, нейтральности, невмешательства в избирательный процесс и внутренние дела государства».
Впрочем, хотя Брюсселю и не хватило представителей ОБСЕ на выборах в РФ, в Евросоюзе так и не решились не признавать результаты голосования.
В опубликованном заявлении лишь подчеркивается, что ЕС «не признает и никогда не признает ни проведение этих так называемых выборов на территории Украины, ни их результаты». В ЕС пообещали последствия всем, кто «причастен к организации» выборов на «временно оккупированных Россией территориях Украины», однако на этом, вероятно, вопрос и был закрыт. Учитывая, что в 2018 году Брюссель уже не признавал результаты президентских выборов в Крыму, то в 2024-м, по сути, не произошло ничего нового.
В Москве к этому были готовы. Мария Захарова еще 16 марта прокомментировала дискуссии о непризнании выборов на Западе: «Это их проблемы. Это наши выборы, это наша страна, нам в ней жить, при чем тут они?»
Тем временем, поскольку российские выборы в принципе не значились в повестке заседания глав МИДов стран ЕС, заявление за подписью Жозепа Борреля в итоге заканчивалось плановой темой — Украиной. В частности, Брюссель заверил в «непоколебимой поддержке независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины в пределах ее международно признанных границ» и призвал Россию «прекратить свою незаконную агрессивную войну».
В подтверждение своих намерений и дальше поддерживать Киев европейские дипломаты 18 марта согласовали решение об увеличении фонда военной помощи Украине на €5 млрд. Не помешала даже позиция Венгрии, чей министр Петер Сийярто «конструктивно воздержался» во время голосования по наращиванию объемов Европейского фонда мира. Это не избавит Будапешт от необходимости вложить в фонд €50 млн, но венгерское правительство имеет право проконтролировать применение этих денег и, например, направить их на контроль над миграцией или помощь региону Сахеля и Западным Балканам, уточнили в МИДе республики.