Шире круг
Новые поправки могут позволить привлекать на СВО больше подследственных
Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству в понедельник рекомендовал к принятию во втором чтении законопроект, регламентирующий участие подследственных и осужденных в специальной военной операции (СВО). Дискуссия разгорелась вокруг перечня преступлений, вина в которых не может быть «смыта кровью». Оппозиция предлагала его расширить, но глава комитета Павел Крашенинников сообщил, что список «запретных» составов, наоборот, может быть сужен. Дума может рассмотреть проект во втором чтении уже во вторник.
Законопроект, закрепляющий в Уголовном (УК) и Уголовно-процессуальном кодексах механизм освобождения от уголовной ответственности лиц, заключивших контракт о прохождении военной службы в период СВО, внесли в Думу 6 марта председатели комитетов Госдумы и Совета федерации по госстроительству Павел Крашенинников («Единая Россия») и Андрей Клишас, а также глава думского комитета по обороне Андрей Картаполов (ЕР). Ранее эта процедура была описана в одобренном летом 2023 года законе «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в СВО». Теперь Дума планирует признать этот документ утратившим силу, а его нормы будут кодифицированы.
Напомним, законопроект дает возможность «смыть вину кровью» лицам, подозреваемым и обвиняемым в преступлениях небольшой и средней тяжести, за исключением ряда составов. В этот перечень входят преступления, связанные с экстремизмом, терроризмом, шпионажем, угрозой разглашения гостайны, незаконным обращением с ядерными материалами, а также преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Но списки составов для подследственных и тех, в отношении кого был вынесен приговор, отличаются. Например, в «запретный» перечень для осужденных не входят контрабанда наличных денег в крупном размере или совершенная группой лиц, призывы к нарушению территориальной целостности РФ, а также ряд норм, связанных с разглашением гостайны.
После заключения контракта с Минобороны дела подозреваемых будут приостановлены, а реальное наказание осужденных заменено условным.
Полное освобождение от ответственности или от отбывания наказания с погашением судимости произойдет лишь в случае награждения госнаградой или увольнения с военной службы по возрасту, состоянию здоровья либо в связи с окончанием военного времени.
12 марта законопроект был принят в первом чтении, и уже тогда разгорелась дискуссия о перечне преступлений, обвиняемые и подозреваемые в которых не смогут избежать наказания при заключении военного контракта. Депутаты внесли соответствующие поправки, которые комитет рассмотрел 18 марта.
Алексей Куринный (КПРФ) предложил включить в перечень целиком статьи 131 (изнасилование), 132 (насильственные действия сексуального характера) и 134 (половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста). «Изнасилование, совершенное с особой жестокостью, не попадает в перечень составов. Тот, кто нанес тяжкий вред здоровью, когда жертва получила инвалидность, тоже на сегодняшний день фактически может быть прощен. Более того, часть четвертая предполагает смерть жертвы по неосторожности. И даже эти лица, которые изнасиловали и фактически убили жертву, могут отправиться искупать кровью свой проступок. На мой взгляд, эти люди не могут быть прощены благодаря подвигам или медалям»,— объяснил свою точку зрения господин Куринный.
Аналогичные поправки внесла Сардана Авксентьева («Новые люди»). Также она предложила добавить в перечень статью 111 УК (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).
Однако комитет рекомендовал Думе отклонить эти поправки. Как пояснил Павел Крашенинников, Минобороны не будет заключать контракты со всеми подряд, а лишь с лицами, соответствующими определенным критериям: возраст, состояние здоровья, наличие военно-учетной специальности. «Мы считаем, что не нужно увеличивать количество статей и, соответственно, уменьшать количество лиц, которые могут быть призваны. Более того, продолжаются дискуссии, наоборот, по поводу того, чтобы была возможность вовлечения в СВО большего количества лиц, которые находятся под судом или под следствием».
Единоросс сообщил, что после заседания комитета планируются совещания с администрацией президента и комитетом Госдумы по обороне, после чего поправки, сужающие «запретный» перечень, могут быть рассмотрены опросным листом.
Причем успеть их рассмотреть нужно к началу пленарного заседания 19 марта, на котором Дума планирует рассмотреть законопроект. «Те, кто из мест лишения направляются на фронт, не на курорт едут, они идут в штурмовые подразделения. И поверьте, чтоб оттуда вернуться, должен быть еще шанс какой-то»,— поддержал коллегу Дмитрий Вяткин (ЕР).
Павел Крашенинников объяснил “Ъ” концепцию новых поправок ко второму чтению так: «Сейчас перечень разный для тех, кто под судом и следствием, и тех, в отношении кого вынесен приговор. Скорее всего, будет единый перечень, и круг подследственных, которые смогут заключать контракт с Минобороны, немного расширится».