Недовскрытые резервы
Росимущество поищет, чем может быть полезным
Белый дом после принятого решения о частичной инвентаризации госактивов принялся за работу по обеспечению эффективности их использования и сдачи в аренду и прозрачности приватизационных сделок. Для этого правительство уже утвердило единый механизм проверки и изъятия Росимуществом госактивов у правообладателей в случае их нецелевого или неэффективного использования. Оценить возможный объем активов, которые он затронет, практически невозможно, пока работа по оценке отдачи от госактивов не налажена. По мнению экспертов, риски изъятия стимулируют правообладателей к эффективному использованию объектов казны, но мера может оказаться избыточной при отсутствии прозрачных критериев неэффективности. Минфин пока предлагает обеспечить прозрачность на этапе заключения таких сделок за счет их перевода в электронный вид.
Белый дом утвердил единые правила проведения Росимуществом и его территориальными органами проверок эффективного использования госактивов, а также обеспечения их сохранности и изъятия «излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению» имущества. После передачи Росимущества в ведение Минфина в 2020 году от агентства требовали провести инвентаризацию объектов казны — государство до сих пор не имеет полной и достоверной информации о своем имуществе. Однако цифровизация ведомств и обмен данными между ними позволили выявить часть неучтенных объектов. На недавней коллегии Росимущества «строительный» вице-премьер Марат Хуснуллин и глава Минфина Антон Силуанов отметили успехи этой работы, но требовали от Росимущества теперь нарастить активность проверок эффективности и целевого использования активов (см. “Ъ” от 14 марта).
Опубликованное Белым домом постановление №302 от 14 марта 2024 года предусматривает дальнейшую модернизацию системы учета госимущества, корректирует правила ведения реестра госимущества и регламентирует объекты учета — это земельные участки, здания, сооружения, недостроенные объекты, а также ценные бумаги, цифровые права и т. д. Основанием для проверки активов станет включение унитарных предприятий в план приватизации, отсутствие сведений об объектах в реестре госимущества и проверок в течение трех лет, неустраненные правообладателем нарушения и нарушения в ходе осмотра госимущества. Проверки будут как документарные, так и выездные.
По итогам проверок излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, которое закреплено за правообладателями (госучреждения и госпредприятия) на праве оперативного управления или приобретенное ими за счет выделенных ведомством-собственником средств, может быть изъято Росимуществом по согласованию с таким ведомством — или без согласия на основании решения коллегиального органа (его определит правительство). Под изъятие может попасть имущество, которое не используется или используется нецелевым образом в соответствии с видами деятельности правообладателя или при передаче такого имущества по договорам аренды, безвозмездного пользования и доверительного управления третьим лицам.
Управляющий партнер коллегии адвокатов «Регионсервис» Анна Жолобова к такому имуществу относит здания, в которых не осуществляется хоздеятельность предприятием. «Аналогичные нормы уже предусмотрены в Земельном кодексе в отношении земельных участков: любой земельный участок должен использоваться эффективно»,— говорит она. Оценить объемы «излишнего» имущества эксперты затрудняются, поскольку это требует комплексной инвентаризации и аудита состояния активов на всех уровнях управления. В Минфине оценки также не представили. Директор юридической группы «Яковлев и партнеры» Мария Яковлева считает, что с учетом масштабов государственной и муниципальной собственности потенциальный объем может быть значительным.
Наведение порядка на этапе проверок потребовалось в связи с тем, что в законодательстве до недавнего времени вопрос эффективности казенных объектов не был урегулирован. В 2021 году Минфин подготовил проект постановления, наделяющий Росимущество исключительными правами по изъятию госимущества, которое используется неэффективно или не по назначению. В пояснительной записке тогда отмечалось, что в законодательстве прямо не указана необходимость получения Росимуществом согласия других ведомств на изъятия, но судебная практика «свидетельствовала об обратном». По мнению Марии Яковлевой, согласование между ведомствами увеличивает их ответственность за эффективное использование госактивов. «Инициатива может способствовать более рациональному и эффективному использованию госимущества, высвобождая ресурсы для более приоритетных направлений государственных нужд. Однако есть риск избыточного изъятия имущества и ослабления прав второй стороны, если процедуры оценки будут недостаточно прозрачными или субъективными»,— предупреждает эксперт.
Также Минфин намерен добиваться прозрачности и на этапе продажи и передачи имущества в управление правообладателям. Вчера на regulation.gov.ru опубликован проект постановления, предполагающий запуск в июле 2024 года пилота по переводу таких сделок в электронный вид. В Минфине поясняют, что для обеспечения прослеживаемости сделок с имуществом требуется внедрить взаимоувязанный и юридически значимый электронный документооборот с регистрацией участников торгов в ГИС «Торги». «Пилотный проект призван на основе отдельных видов торгов проработать эту технологию. Его реализация позволит достоверно прогнозировать доходы, поступающие по результатам проведения торгов»,— говорят в ведомстве. Пилот охватит торги только тем федеральным имуществом, на управление которым у правительства есть полномочия. При этом Минфин предлагает рекомендовать заключение договоров с применением ГИС «Торги» и на региональном и муниципальном уровнях.
По проекту переводу в электронный вид подлежит большинство сделок — приватизационные, по продаже недвижимости унитарных предприятий, имущества, подлежащего принудительной продаже, задержанных таможенными органами товаров. Электронному учету подлежат аукционы по продаже и аренде земельных участков, открытые конкурсы на заключение концессий, конкурсы и аукционы на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом.