Жизнь удалась
За счет чего страховщики нарастили сборы по кредитным и инвестиционным продуктам
Рынок страхования жизни в 2023 году показал убедительные результаты, прибавив более 50%. В 2024-м страховщики в целом ожидают продолжения тенденции к росту рынка, но по возможным результатам прогнозы сильно разнятся: от значений порядка уровня инфляции до повторения достижений 2023-го.
Фундамент достижений
«Если сравнивать рост рынка страхования жизни в 2023 году с падением на 3% годом ранее, результат выглядит отлично,— говорит заместитель гендиректора "РСХБ-Страхование жизни" Артем Гончар.— Но не все так однозначно, если смотреть на каждый вид в отдельности». Так, отмечает страховщик, сборы по ИСЖ выросли на 75%, но имел место эффект низкой базы и результат ниже 2021 года, тогда как рост накопительного и кредитного страхования относительно 2021-го практически двукратный. В КСЖ рост объясняется увеличением в 2023 году количества выданных кредитов относительно 2022-го более чем на 50%, в НСЖ же, по мнению Артема Гончара, рост обусловлен продажами коротких продуктов (сроком три-шесть месяцев), что позволяет переоформить один полис два-три раза в течение года и тем самым искусственно увеличить показатель собранной премии: «Активный рост во всех сегментах стал результатом совокупного эффекта от макроэкономических факторов, гибкости и скорости страховщиков в адаптации продуктовой линейки под потребности клиентов и возросшей потребительской активности к накоплению и приумножению. «Мы видим, что рынок постоянно меняется и совершенствуется, тем самым повышая ценность и востребованность страховых продуктов у населения»,— резюмирует Артем Гончар.
На существенное развитие ИСЖ повлияли модификации 2023 года, включающие опцию гарантированного дохода, помимо инвестиционного, рассказывает гендиректор компании «Ингосстрах-Жизнь» Владимир Черников. НСЖ, с его точки зрения, будучи наиболее клиентоориентированным видом страхования с очевидной и подтвержденной клиентской ценностью в части гарантированного дохода, рассрочки платежа, включенных сервисных опций, в том числе медицинских и юридических, является надежным инструментом накопления и защиты жизни и здоровья себя и близких. Поэтому данная линия бизнеса — лидер в части занимаемой доли рынка, демонстрирующий системный рост в каждом отчетном периоде.
Гендиректор «Ренессанс Жизни» Олег Киселев также отмечает, что в хороших темпах роста рынка страхования жизни важную роль сыграл эффект низкой базы 2022 года, когда в первом полугодии российский финансовый рынок «практически замер» из-за резкого повышения ключевой ставки и масштабных внешних санкций. Затем ключевая ставка начала снижаться, достигнув осенью 2022-го 7,5%, и пошло стремительное восстановление финансового сектора, которое заложило вектор роста и на 2023-й. «Стоит заметить, что все первое полугодие 2023-го ключевая ставка была на уровне 7,5%, и это способствовало бурному росту кредитования и связанного с ним кредитного страхования жизни,— говорит он.— При такой ставке депозитные вкладчики стали искать альтернативные инструменты вложений, вновь обратив пристальное внимание на НСЖ и ИСЖ». «На наш взгляд, не последнюю роль сыграл и опыт 2022 года, когда в условиях сильнейшей турбулентности на финансовых рынках программы НСЖ и ИСЖ показали свою надежность, став тихой гаванью для инвестиций и позволив как минимум сохранить вложенные средства»,— добавляет Олег Киселев.
«В 2022-м из-за блокировки и санкций была остановлена полноценная работа с ИСЖ, с валютой, возникла новая экономическая реальность, сопровождающаяся паническими действиями потребителей, адаптироваться к которой удалось только в прошлом году. Страховщики смогли оперативно предложить новые продукты, потребительская ценность которых не подвергалась сомнению»,— говорит операционный директор компании «Совкомбанк Страхование Жизни» Владислав Синцов. Он обращает внимание на то, что благодаря коротким (три-пять лет) НСЖ страховые компании смогли обеспечить доходность на уровне вкладов на срок, который не предполагали депозиты, что позволило сохранить клиентов и избежать массового панического перетока во вклады. «Из неожиданных трендов можно отметить востребованность НСЖ в иностранной валюте с выплатой в рублях по курсу»,— отмечает эксперт.
Поводы для оптимизма
Говоря о перспективах нынешнего года, в «РСХБ-Страхование жизни» предполагают, что в 2024 году тенденция к росту рынка страхования жизни сохранится, пока ключевая ставка Центробанка будет находиться на пиковых значениях, и результаты будут сравнимы с 2023-м, при этом ИСЖ и НСЖ продолжат рост за счет проделанной страховщиками работы по адаптации продуктовой линейки. «Страховые компании за последние годы научились конкурировать с высокими процентными ставками по банковским вкладам и в целом адаптировали свои продукты к рыночным условиям,— поясняет Артем Гончар.— Также не стоит забывать, что страховые продукты имеют ряд дополнительных преимуществ в виде юридической защиты, адресной передачи капитала и страхового покрытия на случай возникновения неблагоприятных обстоятельств». При этом Артем Гончар полагает, что лидерами по сборам останутся краткосрочные продукты с высоким гарантированным доходом.
Владимир Черников также оптимистичен: «На текущий момент становится очевидным, что заданный в начале 2023 года тренд будет продолжен и объем рынка по итогам 2024-го может составить более 1 трлн руб., обеспечив таким образом динамику не менее 30–40%». При этом эксперт считает, что НСЖ, будучи продуктом, обеспечивающим стабильный рост, сохранит свою долю в общем объеме рынка на уровне 50% и более, доля КСЖ, находясь в полной зависимости от денежно-кредитной политики, а также нововведений в части внутренних банковских продуктов, влияющих на итоговую ставку по кредиту, продолжит корректировку, его доля не превысит 20%, ИСЖ же на фоне ожидающегося старта продаж ДСЖ продолжит планомерное и системное перемещение в НСЖ, и доля данной линии бизнеса в ее классической форме вряд ли составит более 20% по итогам 2024 года. «В части ИСЖ стоит отметить, что текущие модификации данных продуктов в большей степени напоминают НСЖ: к инвестиционному доходу добавился гарантированный доход. Таким образом, НСЖ и ИСЖ в современных модификациях становятся все больше и больше похожи друг на друга в части наполнения, а различаются в значительной степени порядком внесения взносов: единовременно для ИСЖ и в рассрочку для целевого НСЖ»,— говорит страховщик.
Вместе с тем есть и гораздо более скромные ожидания. «Мы согласны с прогнозом агентства "Эксперт РА" по рынку страхования жизни на 2024 год: темпы прироста сборов заметно снизятся по сравнению с прошлым годом — двузначные показатели мы вряд ли увидим»,— говорит Олег Киселев (агентство ожидает прироста на уровне 5–7%). Причина ожидаемого замедления в том, что жесткая денежно-кредитная политика и высокая ключевая ставка не позволят расти кредитному страхованию жизни, в то же время рост ставок по депозитам может сделать менее привлекательными альтернативные инструменты, в том числе продукты ИСЖ и НСЖ. «Но отрасль в любом случае продолжит развитие за счет долгосрочных программ и расширения продуктовой линейки»,— надеется Олег Киселев.
По всем видам
По итогам 2023 года совокупные премии страховщиков жизни выросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 51,8% — с 535,7 млрд до 813,2 млрд руб., суммарные выплаты выросли на 32,3% — c 351,5 млрд до 465,1 млрд руб., подсчитали во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС).
При этом существенный рост сборов отмечается по всем видам страхования жизни. Премии по инвестиционному страхованию жизни (ИСЖ) за 2023 год увеличились по сравнению с 2022-м на 75,7% — со 118,3 млрд до 207,9 млрд руб. Премии по накопительному страхованию жизни (НСЖ) выросли на 41,4% — с 249 млрд до 352,1 млрд руб., по кредитному страхованию жизни заемщиков — на 50,8%, со 135,9 млрд до 205 млрд руб., по прочим видам страхования совокупные премии увеличились на 48,5% — с 32,4 млрд до 48,1 млрд руб.
Выплаты по НСЖ, по данным ВСС, в 2023 году выросли по сравнению с предыдущим годом на 82,5% — с 83,1 млрд до 151,7 млрд руб., выплаты по ИСЖ увеличились на 19,1% — с 233 млрд до 277,5 млрд руб. Страховые регуляторные резервы страховщиков жизни по состоянию на 31 декабря 2023 года составили 1,476 трлн руб., продемонстрировав увеличение на 1,2%.
Страховые премии по НСЖ показывают существенный рост второй год подряд, сборы по ИСЖ тоже повысились, но полностью не восстановились до уровня 2021 года, отмечают в Банке России. «Премии по страхованию жизни, связанному с кредитованием, продемонстрировали 50-процентныйный рост на фоне повышения кредитной активности»,— добавляют в пресс-службе ЦБ.
«Динамика рынка страхования жизни в 2024-м замедлится, тем не менее мы ожидаем роста рынка в целом на уровне 7%»,— говорит Владислав Синцов. По его прогнозам, на фоне высокой ключевой ставки основными драйверами роста в первом полугодии останутся краткосрочные программы НСЖ, которые являются конкурентными для банковских вкладов, а востребованность долгосрочных программ станет актуальной после снижения ключевой ставки ЦБ, которое ожидается во втором полугодии. «Страхование жизни начинает по-настоящему дополнять банковские продукты, расширяет инвестиционные возможности населения — мы уже сейчас видим, что коробочные короткие продукты показывают осознанную востребованность и продаются фактически без мисселинга»,— полагает страховщик.
Среди драйверов роста рынка Владимир Черников выделяет регуляторные нововведения, в частности увеличение лимита социального налогового вычета до 150 тыс. руб. (таким образом, вернуть из уплаченного НДФЛ в 2025 году за 2024-й по НСЖ сроком от пяти лет можно будет 19,5 тыс. руб.), а также поддержку правительством законопроекта о создании в России системы гарантирования прав застрахованных лиц по договорам добровольного страхования жизни с предельным размером гарантийной выплаты в объеме 2,8 млн руб. (а по риску ухода из жизни — 10 млн руб.). «Инициативы будут напрямую влиять на дальнейшее увеличение клиентской ценности продуктового решения и дальнейшего роста доверия клиента к программам долгосрочного страхования жизни»,— надеется он.
Артем Гончар, в свою очередь, отмечает, что цена продукта для клиентов остается главным критерием, сохраняется тренд на экономию и бережливость. Кроме того, снижается привязанность к бренду: клиенты чаще и проще переходят в другую компанию за более выгодным предложением, поэтому, полагает эксперт, страховщики жизни будут делать акцент на работе над акционными, экономичными пакетными предложениями и развитием системы лояльности. «Еще один большой тренд — это цифровизация продаж и послепродажного сопровождения,— рассказывает он.— Такой формат дает потребителям возможность сравнить цены, найти акции и получить индивидуальные предложения. Персонализированные целевые предложения помогают создать более доверительные отношения с клиентом, а спустя время и с помощью других инструментов превратить его в преданного фаната бренда».