Открытые коды будущего
Зачем и как рынок страхования осваивает открытые программные решения
После массового ухода из России ведущих западных вендоров страховщикам пришлось на ходу адаптировать ИТ-системы к новым реалиям. За прошедшие два года рынку удалось пройти значительную часть пути по импортозамещению технологий, но пока ряд решений остаются половинчатыми и еще будут совершенствоваться. Также вскоре перед рынком встанет новая задача — переход на открытые программные решения (Application Programming Interfaces — API / АПИ), что станет для отрасли новым вызовом.
Отставание сокращается
Отечественному страховому рынку в условиях тотального и внезапного ухода ведущих западных вендоров пришлось ускоренно менять бизнес-процессы и вкладываться в инфраструктуру.
В области перенастройки программного обеспечения ситуация выглядит уже неплохо, полагает директор департамента информационных технологий «Ингосстраха» Сергей Ковалев: «С серверным и сетевым оборудованием ситуация обстоит хуже — есть ряд компаний, которые развивают локальное производство, но о полноценном импортозамещении в этой сфере говорить еще рано». По словам эксперта, локальные решения развиваются быстро, более активно стали использоваться решения на базе открытого ПО.
«В части импортозамещения программного обеспечения проделана большая работа и есть существенные результаты. В части импортозамещения "железа" еще предстоит решить многие задачи»,— подтверждает директор департамента ИТ СК «Согласие» Александр Шестаков, отмечая также, что существующие российские решения под ПО иностранных производителей требуют доработок.
Директор департамента комплексной поддержки компании «Инфосистемы Джет» Максим Ткачев соглашается, что часть российского бизнеса, которая продолжает работать с зарубежным оборудованием и ПО, нашла сервисных партнеров для поддержки своей ИТ-инфраструктуры. «Крупные ИТ-интеграторы полностью закрывают эту потребность. Тем, кто активно переходит на российские решения, помогают отечественные вендоры, а также ИТ-интеграторы. Помимо поддержки, вторые благодаря своим лабораториям могут тестировать и отлаживать новые продукты как между собой, так и в технологичном окружении заказчика»,— отметил Максим Ткачев, и хотя преждевременно говорить о полноценных альтернативах импортным решениям, отставание сокращается стремительно.
Заместитель директора центра инфраструктурных решений «Инфосистемы Джет» Владимир Беляевский добавляет: «Компании сейчас тестируют различные решения в изолированных контурах. Это тестирование продлится как минимум до 2025 года, а закончить переход компании планируют в перспективе пяти-десяти лет».
Руководитель управления клиентского сервиса компании «Абсолют Страхование» Анна Дубровская говорит, что перед отраслью стоят риски организационного характера, а именно способность менеджмента гибко адаптировать имеющиеся у них новые инструменты и инфраструктурные решения, используемые для сопровождения клиентов.
Заместитель генерального директора компании «Абсолют Технологии» Олег Соложенкин свидетельствует: «Мы выбрали путь коллаборации с российскими компаниями. Считаем, что путь коллаборации, взаимовыгодного партнерства и сотрудничества является единственно верным и правильным. Мы уже провели успешные решения по импортозамещению, так что это не миф».
Член правления СК «Росгосстрах» Дмитрий Шайхатаров напомнил при этом, что два года назад отечественные ИТ компании зачастую не могли предложить достойную альтернативу большому количеству импортных ИТ-решений. За это время произошло заметное развитие отечественных программных решений, хотя не всегда они могут составить достойную конкуренцию ушедшему с рынка ПО с точки зрения функционала или стоимости. По его мнению, если регуляторы будут использовать прагматичный подход к формированию требований и сроков, основанный на объективном состоянии рынка отечественных предложений, в том числе будут поддерживать возможность использования ПО с открытым исходным кодом (opensource software), импортозамещение станет реальностью.
Концепция новых возможностей
В конце прошлого года Банк России представил концепцию открытых АПИ и анонсировал ее распространение на весь финансовый рынок, включая страховщиков.
До этого сообщество предпринимало попытки самоорганизоваться в части открытия данных, но крупные компании не были в этом заинтересованы, поскольку обладали достаточным массивом данных и при этом боялись в результате обмена информацией лишиться наиболее выгодных клиентов либо допустить утечку информации.
По мнению директора департамента информационных технологий страховой компании «Согласие» Александра Шестакова, открытые АПИ снижают барьер входа на рынок для финтехстартапов, а крупным игрокам реально не приносят дополнительных бенефитов. Потому что, отмечает Александр Шестаков, «крупные игроки уже де-факто реализовали огромное количество интеграций со своими партнерами, которые работают и не требуют революционных изменений».
Директор по информационным технологиям СК МАКС Александр Горяинов отмечает: некоторые страховщики боятся, что реализация единых подходов во взаимодействии с партнерами может трансформировать рынок и наиболее технологичные компании смогут дать лучшие сервисы по сравнению с устоявшимися лидерами рынка. «Думаю, что эти страхи преувеличены. А вот пользы от реализации единых правил будет больше для всех участников: и страховщиков как поставщиков страховых услуг, и провайдеров их услуг, и, конечно, потребителей, которые смогут получать комплексные персонализированные предложения. Активная позиция Банка России обязательно придаст ускорение и практической реализации открытых АПИ в страховании»,— убежден Александр Горяинов.
Как поясняет директор департамента информационных технологий «Ингосстраха» Сергей Ковалев, есть две основные причины медленного развития открытых АПИ. «Первая связана с безопасностью данных. Открытые АПИ увеличивают риски утечки данных и взлома систем, снижают возможности контроля данных клиентов. С учетом регуляторной ответственности финансовых институтов за данные своих клиентов это вызывает очень осторожное развитие данного направления. Вторая причина связана с повышением конкуренции. Открытые АПИ позволяют использовать накопленные данные крупных финансовых организаций для создания альтернативных сервисов со стороны конкурентов. Это развивает отрасль в целом, но перераспределяет баланс сил от крупных компаний в сторону мелких»,— пояснил он, отмечая, что решаться эти проблемы будут активной позицией регулятора.
В структуре «дочек» ЦБ задача по ведению проекта открытых АПИ лежит на Ассоциации «ФинТех» (АФТ). Эксперт АФТ Марина Ляшенко сообщает: «Сейчас данную инициативу реализует Банк России, и крупный бизнес формирует и приступает к пилотированию выбранных кейсов. Все участники рынка и граждане получат реальную выгоду при запуске возможности, например, в цифровом формате передавать информацию по обслуживанию из одной медорганизации в другую и исключать таким образом повторные исследования, на которые тратятся время и деньги. Аналогичный пример можно привести при любой сервисной клиентской функции, где история данных напрямую влияет на формирование предложения в части цены и объема предоставляемых сервисов/услуг».
Руководитель направления департамента корпоративных систем ЛАНИТ Диана Нерсесян говорит, что концепция открытых АПИ для страхового рынка предполагает больше возможностей по взаимодействию между компаниями на рынке. Например, страховыми компаниями и системой-регулятором. Сейчас взаимодействие между ними предполагается в первую очередь в части передачи договоров и убытков. То есть сначала происходит какая-то часть процесса на стороне страховой компании, а затем данные просто передаются в АИС страхования для учета. При этом внутри системы-регулятора происходит вся «магия»: ведение основных данных (master data), страховая история, принятие решений.
Павел Волчков, заместитель директора центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет», добавляет, что с технической точки зрения собственные ИТ-решения, портфель партнерств и коллаборации во многом являются конкурентным преимуществом на рынке и сейчас в этом сегменте есть сформировавшиеся правила игры. Открытые АПИ могут значительно поменять эти правила. «Российский рынок страховых услуг достаточно зрел и далеко ушел с точки зрения открытого АПИ и единых моделей данных. Довольно давно был создан РСА — по сути, единая для всех страховых инфраструктура с единым массивом данных об ОСАГО. В прошлом году на законодательном уровне эта инициатива получила развитие и была создана "Национальная страховая информационная система" (НСИС), в планах которой создание подобных механизмов и для других страховых продуктов. Как и РСА, у НСИС АПИ публичный и доступен всем страховым»,— отмечает Павел Волчков.
Ядро системы
Глава дочерней компании Банка России НСИС Николай Галушин подчеркивает, что система с самого начала создавалась на базе открытых программных решений (open source), открытый код которых позволяет пользоваться такими решениями вне зависимости от происхождения программы. НСИС создана на базе базовой для страхового рынка информационной системы АИС ОСАГО, сформированной на площадке Российского союза автостраховщиков, а уже затем перешедшей под контроль Банка России.
По словам Николая Галушина, сама платформа — ядро системы — в настоящее время получает российскую прописку, то есть должна попасть в реестр отечественного ПО. Замена платформы или отдельных частей прикладного ПО в ближайшее время не предполагается. Одновременно НСИС проверяет исходные коды на предмет выявления уязвимостей.
Николай Галушин убежден: «Так получилось, что сейчас основным драйвером развития открытых АПИ является Банк России. А поскольку инициатива, заказ идет со стороны регулятора, можно быть уверенным в успехе».