Пункт электровыдачи

Как развиваются сети ЭЗС на фоне роста продаж электромобилей

По данным аналитического агентства «Автостат», за прошедший год в России продажи новых электромобилей увеличились в 4,7 раза, а парк машин на электротяге вырос на 82% и достиг 41 тыс. штук. И есть все основания полагать, что в этом году темпы прироста будут еще выше. По итогам февраля 2024 года было реализовано в 3,5 раза больше электромобилей, чем в феврале прошлого года. Этот результат лишь всего на 17 экземпляров ниже, чем рекорд, который был установлен в декабре 2023 года, когда в РФ было продано 1922 электромобиля.

Фото: компания «ПУНКТ Е»

Есть несколько факторов, благодаря которым электромобили становятся все более востребованными в России. Не последнюю роль тут играют сети зарядных станций (ЭЗС), которые уже к началу прошлого года смогли обеспечить базовым покрытием зарядной инфраструктурой большинство регионов страны. Именно благодаря этому покупку электромобиля теперь рассматривают не только энтузиасты.

В свою очередь, автодилеры, видя возрастающий темп развития зарядной инфраструктуры и спрос со стороны покупателей, стали предлагать электромобили самых разных ценовых категорий, как иностранные, так и собранные в России.

На букву Е

Фото: компания «ПУНКТ Е»

Рынок зарядных станций уже прошел несколько стадий формирования, и сегодня по всей России насчитывается более 40 сетей ЭЗС. Но сейчас происходит быстрое укрупнение ключевых игроков и их консолидация. А новым игрокам выйти на рынок все сложнее. Подобные же процессы проходили, например, в сегментах сетевого ритейла и закончились лидерством нескольких игроков за счет достижения ими эффекта масштаба.

Сегодня в России только десять сетей преодолели рубеж в сотню зарядных станций, и только у трех из этих сетей больше 300 станций. Среди них — PUNKT E, самый крупный частный оператор зарядных станций. Примечательно, что, по данным «Автостата», PUNKT E является самой популярной сетью общественных зарядок среди российских электромобилистов. Иными словами, компания занимает первое место среди конкурентов по числу клиентов и их лояльности: за 2023 год количество частных зарегистрированных пользователей у PUNKT E увеличилось в четыре раза, а объем услуг — почти в шесть раз.

«С самого начала развития сети PUNKT E мы особое внимание уделяли нашим пользователям и их удобству, которое складывается из большого количества станций — PUNKT E входит в топ-3 по числу быстрых ЭЗС в России,— выбора комфортных локаций и надежного оборудования, стабильного удобного мобильного приложения и круглосуточной технической поддержки,— все это потребовало от нас существенных инвестиций денег и сил, но только на таких принципах можно построить успешный операторский бизнес»,— прокомментировал данные «Автостата» Константин Алябьев, управляющий директор PUNKT E.

Всем в дом

Фото: компания «ПУНКТ Е»

Статистика стремительного роста парка электромобилей делает закономерным вопрос: успевают ли операторы зарядных станций за ростом автопарка. Пока в среднем по стране зарядная инфраструктура сохраняет отрыв от автопарка электромобилей и в большинстве регионов растет опережающими темпами благодаря государственной программе поддержки. Так, PUNKT E установил более 220 зарядных станций в 24 регионах за 2023 год, тем самым утроив свою сеть. Всего, по данным правительства, в России в прошлом году была запущена 1151 быстрая ЭЗС.

Но есть и регионы, где взрывной рост продаж электромобилей обогнал развитие инфраструктуры из-за региональных ограничений. В первую очередь это Москва. Она выделяется среди всех субъектов РФ крупнейшим парком в 9386 электромобилей, что составляет 24% от электропарка всей России. При этом столица заметно отстает по числу новых быстрых зарядных станций из-за регуляторных ограничений и неучастия Москвы в федеральной программе развития зарядной инфраструктуры.

Впрочем, ситуация может измениться. В декабре 2023 года стало известно, что установка зарядных станций для электромобилей может стать обязательной в новостройках Москвы, проект уже разработан Москомархитектурой. Правда, девелоперы и управляющие компании в инициативном порядке и так обеспечивают на своих объектах возможность установки личных ЭЗС. В частности, компания PUNKT E разработала IT-платформу балансировки, которая динамически перераспределяет неиспользуемую мощность дома на зарядку электромобилей, и уже внедрила ее в нескольких крупных жилых комплексах. На стадии запуска находятся еще нескольких десятков новых объектов. Международный опыт говорит, что с использованием системы балансировки мощности во всех новых домах и большинстве уже построенных можно оборудовать необходимую часть парковочных мест с минимальными инвестициями.

«Ночная медленная ЭЗС в жилом комплексе — самый удобный для электромобилиста, бережный для электромобиля и экономный для энергосистемы способ зарядки,— объясняет Константин Алябьев, управляющий директор PUNKT E.— Именно поэтому мы активно сотрудничаем с девелоперами и управляющими компаниями по оборудованию личных и гостевых парковочных мест жилых домов зарядными станциями. А чтобы установка большого количества зарядных станций не приводила к высоким дополнительным расходам на технологическое присоединение мощности, мы внедрили IT-платформу балансировки мощности зарядных станций. Поэтому мы приветствуем решение региональных властей по установке зарядных станций в новом и построенном жилье и считаем, что это положительно скажется на развитии электромобильности в России».

Помнить все

Фото: компания «ПУНКТ Е»

Заявление о расширении сетей зарядных станций звучат и на федеральном уровне. Замминистра экономического развития Максим Колесников еще в конце января заявил, что в 2024 году в рамках программы развития «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» планируется субсидировать установку 1437 быстрых ЭЗС в 65 российских регионах.

Компания PUNKT E участвует в программе развития зарядной инфраструктуры с первого года ее действия и за 2022 и 2023 годы запустила 133 быстрых ЭЗС в семи регионах: Нижегородской, Свердловской, Челябинской, Ростовской, Ленинградской областях и Санкт-Петербурге. «Программа развития не только позволяет нам устанавливать больше быстрых станций за счет субсидирования инвестиций, но и активно вовлекает региональные власти в устранение административных барьеров с получением земельных участков и технологического присоединения к электросетям,— прокомментировал Константин Алябьев заявление господина Колесникова.— Отдельно хочется поблагодарить правительство Нижегородской области, с поддержкой которого мы за два года совместно с нашим партнером, “Оператором электродвижения”, запустили сто быстрых зарядных станций, выведя Нижегородскую область в число лидеров по обеспеченности зарядной инфраструктурой».

Это лидерство Нижегородской области стало возможным в том числе за счет появления в Нижнем Новгороде коммерческих и корпоративных парков. Особенно привлекательна для корпоративных клиентов установка собственных медленных или даже быстрых зарядных станций в автопарках и местах притяжения. Среди подобных проектов PUNKT E можно было бы выделить несколько таксопарков по всей стране, которые с помощью этой компании запустили собственные зарядные станции, а также «Новосибирскэнергосбыт», который оборудовал все свои районные отделения зарядными станциями PUNKT E для зарядки своих корпоративных электромобилей.

Фото: компания «ПУНКТ Е»

Однако эксплуатация зарядных станций требует особой экспертизы и не может осуществляться по принципу «установил и забыл». Многие покупатели зарядных станций, например из сферы ритейла или недвижимости, которые решили самостоятельно купить и установить у себя ЭЗС, сталкиваются со сложностями как в их самостоятельной установке, так и в обслуживании. Выход из этой ситуации предлагают в PUNKT E в виде франшизы — комплексного продукта с подбором локаций, проектированием, установкой и обслуживанием зарядной станции «под ключ», круглосуточной клиентской поддержкой и выездной эксплуатацией. Среди клиентов компании уже есть сети ТРЦ, федеральные и региональные ритейлеры, отели и рестораны, энергетические компании и девелоперы.

Спрос на расширение сетей ЭЗС, как частных, так и общественных, а также корпоративных, не дает сомневаться в том, что количество зарядных станций в ближайшие годы в России будет неуклонно расти. Как и в каких пропорциях, можно предположить исходя из планов PUNKT E, крупнейшего частного оператора зарядных станций. В части зарядной инфраструктуры компания планирует выйти в несколько новых регионов, уплотнить свою сеть зарядных станций в текущих регионах и реализовать несколько крупных совместных проектов со стратегическими партнерами. Параллельно PUNKT E планирует подключить несколько крупных парков электротакси и реализовать комплексные проекты в многоквартирных жилых домах с девелоперами и управляющими компаниями. Иными словами, перспективный рост предполагается по всем направлениям.

Ася Волочнева

ПУНКТ Е ООО

Реклама

Вся лента