За битум банкротство дают
С «Башкиравтодора» взыскивают около 270 млн рублей
Компания «Аквамак-процессинг» (владеет предприниматель Олег Макаренко), специализирующаяся на поставках нефтепродуктов, намерена отсудить у крупного дорожного подрядчика республики АО «Башкиравтодор» около 270 млн руб. Эту сумму госкомпания задолжала «Аквамак-процесингу» за поставки битума. Олег Макаренко, которому ранее удалось арестовать средства должника в пределах суммы исковых требований, намерен сделать то же самое с автопарком предприятия. Получить комментарии в «Башкиравтодоре» не удалось.
Арбитражный суд Башкирии назначил на 12 апреля рассмотрение иска компании «Аквамак-процессинг» о взыскании с АО «Башкиравтодор» 269,4 млн руб. задолженности по договорам на поставку дорожного битума в 2021–2023 годах.
Как следует из исковых требований, по условиям контрактов «Башкиравтодор» обязался производить оплату в течение семи дней после поставки, но, подписав акты оказания услуг, рассчитался с поставщиком только частично.
Всего госкомпания нарушила сроки оплаты по более чем 300 партиям поставок битума. На претензии «Аквамак-процессинга», указано в иске, «Башкиравтодор» не отреагировал.
Истец просит суд в случае удовлетворения заявления обязать ответчика немедленно исполнить решение суда, отмечая, что ему необходимы средства для выполнения гособоронзаказа. Из-за нарушений сроков оплаты (всего «Башкиравтодор» задолжал «Аквамак-процессингу» 447 млн руб.) у компании «сложилась тяжелая финансово-экономическая ситуация», поэтому «возникла реальная угроза» срыва исполнения госконтрактов.
Ранее суд по ходатайству истца наложил обеспечительные меры на денежные средства «Башкиравтодора» в пределах суммы исковых требований.
Удовлетворяя ходатайство, суд учел, что в отношении «Башкиравтодора» «возбуждено большое количество исполнительных производств на значительные суммы, которые не исполняются». Общая сумма взыскания по неоплаченным ответчиком исполнительным производствам составляет более 796 млн руб., следует из определения суда. А с ноября 2023 года к госкомпании предъявлено исков на общую сумму более 1,8 млрд руб.
В феврале арбитражный суд Башкирии удовлетворил предыдущее исковое заявление «Аквамак-процессинга» к «Башкиравтодору». Суд обязал ответчика выплатить поставщику 200,3 млн руб. в качестве задолженности за поставку битума в 2021 году. Апелляционную жалобу госкомпания пока не подавала.
АО «Башкиравтодор» — крупнейший дорожный подрядчик в республике. Контрольный пакет акций принадлежит министерству земельных и имущественных отношений Башкирии, второй пакет передан госинвесткомпании «Региональный фонд». В 2022 году при выручке 11,1 млрд руб. чистая прибыль компании составила 29 млн руб. В 2023 году, по данным «СПАРК-Интерфакс», предприятие заключило 209 госконтрактов в качестве поставщика на общую сумму 9,3 млрд руб. В начале ноября 2023 года гендиректор «Башкиравтодора» Ильдар Юланов был задержан сотрудниками республиканского УФСБ. Господина Юланова вместе с бывшим директором ООО «Киви» Иреком Шариповым и его заместителем Ришатом Самматовым обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ).
В настоящее время в арбитражном суде Башкирии рассматривается заявление о признании «Башкиравтодора» банкротом. Инициатором процедуры стало ООО «Строительное управление — 5» (принадлежит Азамату Низамову и Наталье Стрекаловой). К банкротному делу также может присоединиться ООО «Урал гранит», ООО «РВ-тариф» и ООО «Дальресурсы», которые ранее уведомляли о намерении банкротить госпредприятие за долги.
На минувшей неделе, по данным портала «Пруфы», в правительстве Башкирии состоялось рабочее совещание по вопросу «Башкиравтодора». Среди приглашенных были потенциальные инвесторы предприятия — Туфан Садыгов (с 2018 года находится в процедуре банкротства) и Мехман Исмаилов. Собеседники «Ъ-Уфа» подтвердили эту информацию. Официально о деталях встречи не сообщалось.
Как ранее сообщал «Ъ-Уфа», Туфан Садыгов, специализировавшийся на уборке снега и ремонте дорог в Москве, стал опосредованным совладельцем зарегистрированной в Саратове крупной строительной компании «Волгомост» в 2014 году. С 2015 года компания находится в процедуре банкротства.
Олег Макаренко вчера сообщил «Ъ-Уфа», что не намерен присоединяться к заявлениям о признании «Башкиравтодора» банкротом.
«Моя задача — получить исполнительные листы и, если компания откажется погашать долг добровольно или заключить мировое соглашение, принудительно взыскать с нее задолженность. По имеющимся исполнительным документам мы в данный момент накладываем арест на спецтехнику „Башкиравтодора“ — грейдеры, самосвалы и тому подобное»,— пояснил господин Макаренко.
По словам предпринимателя, ранее он предлагал властям республики стать соучредителем предприятия на условиях государственно-частного партнерства. «У меня была дорожная карта по оздоровлению компании, но тогда меня не поддержали. А когда долговая нагрузка в разы превысила стоимость основных средств — вспомнили о моей инициативе, но теперь я не намерен участвовать в этой истории,— сообщил Олег Макаренко.— Что касается потенциальных инвесторов, я был бы рад, если бы у них получилось вытащить предприятие из катастрофической ситуации, в которой оно оказалось, но я отношусь к этой идее скептически. Пока ничего кроме слов не происходит. Меня как крупного кредитора не поставили в известность о планах оздоровления компании. Мы слышим о неких закрытых ночных совещаниях, но алгоритма решения проблем нет».
В «Башкиравтодоре» на запрос «Ъ-Уфа» не ответили.