Сотрудники ГИБДД ошиблись номером
Глава Госавтоинспекции разъяснил, как наказывать нарушителей без госрегзнаков
Глава ГИБДД направил в региональные подразделения разъяснения, как наказывать водителей, которые управляют транспортными средствами без госномеров. Если транспорт не стоит на учете, санкция не превысит 800 руб., в остальных случаях водитель может лишиться прав. Правила в этой части не менялись, но после недавнего постановления Верховного суда инспекторы ДПС стали штрафовать даже тех граждан, которые только что приобрели машину и по закону имеют право использовать ее без госрегзнаков в течение десяти дней. Главк эту практику ограничил, ряд независимых экспертов считает, что напрасно.
Ряд Telegram-каналов во вторник опубликовал письмо начальника Госавтоинспекции Михаила Черникова в региональные УГИБДД, в котором подчиненным разъясняются вопросы квалификации правонарушений, предусмотренных ст. 12.1 и 12.2 КоАП. Источник “Ъ” в МВД подтвердил подлинность документа. Попавший в паблик документ спровоцировал волну сообщений СМИ с заголовками вроде «ГИБДД разрешила ездить без номеров» и «ГИБДД разрешила ездить незарегистрированным машинам», хотя законодательство не менялось.
Ст. 12.1 устанавливает наказание за управление незарегистрированным автомобилем (штраф 500–800 руб. или лишение прав в случае повторности), а ст. 12.2 — за езду без номеров (штраф 5 тыс. руб. или лишение прав). По закону автовладелец обязан поставить транспортное средство на учет в течение десяти дней после заключения договора купли-продажи (ДКП), в течение это времени он может передвигаться на нем без госрегзнаков.
После этого автовладелец может быть наказан только по ст. 12.1 — ст. 12.2 за езду без номеров применять нельзя, пишет Михаил Черников.
Разъяснение потребовалось по результатам «проведенного анализа правоприменительной деятельности», сказано в письме. В конце 2023 года Верховный суд (ВС) рассматривал жалобу Павла Булавцева из Омска, которого ГИБДД ранее оштрафовала за езду без номеров по ст. 12.2 КоАП. При обжаловании водитель указал, что машину он купил за восемь дней до остановки инспекторами, что подтверждается ДКП. ГИБДД же представила данные о том, что господин Булавцев пользовался машиной еще за полгода до заключения договора и даже наказывался за нарушения ПДД.
Как так вышло, в решении суда не объясняется. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин пояснил “Ъ”, что ряд водителей возит с собой заполненные бланки ДКП (законодательство позволяет оформлять документ в простой письменной форме), обновляя в них даты таким образом, чтобы де-юре машина постоянно эксплуатировалась в десятидневный период между сменой собственника и регистрацией. Это позволяет не оформлять ОСАГО, не получать штрафы с камер и не платить транспортный налог, поясняет господин Шапарин. Доказательств применения этой схемы Павлом Булавцевым нет, ВС лишь подтвердил законность санкции, примененной в отношении него. После опубликования постановления суда инспекторы в регионах решили, что теперь можно применять ст. 12.2, даже если десятидневный срок не истек, пояснил “Ъ” знакомый с ситуацией источник. Это неверно, продолжает он, и пришлось выпускать разъяснение.
ГИБДД необходимо придумать правовой механизм, позволяющий наказывать нарушителей, которые прикрываются «свежими» ДКП, считают опрошенные “Ъ” эксперты.
Достоверной статистики, описывающей масштабы этого явления, нет. Согласно данным судебного департамента ВС, по ч. 1.1 ст. 12.1 (повторная езда на машине, не состоящей на учете) в первом полугодии 2023 года в суды поступило 8,7 тыс. дел — на 7% больше, чем в 2022 году, и на 25% больше, чем в 2021-м. Речь может идти о нескольких миллионах автомобилей, одновременно находящихся на дорогах (общий парк зарегистрированных авто, напомним, составляет 61 млн машин), считает Антон Шапарин. Эксперт говорит о необходимости «закрывать лазейку», но попавшее в публичное поле письмо дает основания думать, что без номеров теперь можно ездить фактически безнаказанно. Существует риск, что автомобилей без номеров на дорогах теперь станет больше, соглашается капитан ГИБДД в отставке, основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов, хотя формально поступившее в регионы указание нормативным актом и не является.