Селитра свалила из Санкт-Петербурга
Власти переводят перевалку этого вещества подальше от города
Как выяснил “Ъ”, Большой порт Санкт-Петербург на фоне атак беспилотников прекратил переваливать селитру. По информации “Ъ”, власти в будущем планируют вынести перевалку селитры за пределы города, предположительно в Усть-Лугу. Для порта Петербурга это означает потерю весомых 3 млн тонн грузов в год. Пока Усть-Луга не готова принимать селитру, так как порту необходима модернизация инфраструктуры. Участники химического рынка говорят, что сейчас частично работают на склад, что пока не вызывает проблем из-за высокого спроса на селитру внутри страны во время посевной.
Как стало известно “Ъ”, Большой порт Санкт-Петербург в феврале прекратил перевалку селитры. Как рассказывает источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, речь идет об объемах около 3 млн тонн в год. Для порта, и так находящегося в непростом положении из-за потери торговых операций с Европой, это довольно существенный удар.
По информации собеседников “Ъ”, операции прекращены из-за запрета властей, при этом принято решение о выносе перевалки селитры за черту города.
Как говорит один из источников “Ъ”, после атаки беспилотников на Петербургский нефтяной терминал в январе губернатор Александр Беглов опасается возможной диверсии с разрушительными для города последствиями. Аммиачная селитра потенциально взрывоопасна. В качестве нового места перевалки селитры называют Усть-Лугу.
С 13 февраля до конца месяца ОАО РЖД вводило ограничения на погрузку аммиачной селитры и нитрата аммония назначением на станции Автово и Автово-экс., Новый Порт и Новый Порт-экс, Бронка и Бронка-экс., Предпортовая и Предпортовая-экс. Октябрьской железной дороги в адрес всех грузополучателей. Компания объяснила эту меру «обстоятельствами, возникшими из-за ограничения перевалки груза в Большом порту Санкт-Петербург». На март запрет продлен, рассказывает один из собеседников “Ъ”.
Как сообщили источники “Ъ”, близкие к химическим компаниям, на данный момент производители, которые вели перевалку через порт Санкт-Петербург, ищут другие варианты экспорта. Это осложняется тем, что портовых мощностей для перевалки удобрений в России сейчас и так не хватает, а те, что есть, уже законтрактованы.
Наиболее очевидным вариантом является терминал в Усть-Луге, но для перенаправления туда объемов селитры из Санкт-Петербурга его инфраструктуру требуется модернизировать под новые требования отгрузки в укрепленных контейнерах.
Поэтому сейчас химические предприятия частично работают «на склад». Как уверяют собеседники “Ъ”, критической ситуации на данный момент нет, поскольку на селитру высокий спрос на внутреннем рынке на фоне посевной кампании.
Установка и согласование нового оборудования в Усть-Луге и других портах потребует существенных средств и времени, говорят источники “Ъ” на химическом рынке. Перенос перевалки в Усть-Лугу не увеличит логистические затраты химических компаний, отмечает один из них. Но, если перевалку перенесут в другой порт «еще дальше», разница может оказаться существенной, полагает он.
Официально в стивидорных, химических компаниях и Российской ассоциации производителей удобрений ситуацию не комментируют. В аппарате профильного вице-губернатора Петербурга Кирилла Полякова оперативно не ответили на запрос “Ъ”.
По мнению Надежды Малышевой из PortNews, вынос селитры за черту города — ожидаемый шаг, поскольку есть общий тренд на перенос из Петербурга перевалки опасных и неэкологичных грузов. Уголь и металлолом уже давно запретили, напоминает она. Существовал и проект полного редевелопмента Большого порта Санкт-Петербург. В 2021 году тогдашний контролирующий акционер УГМК и нынешний акционер «Трансмашхолдинга» Андрей Бокарев предлагал перенести все портовые мощности из Санкт-Петербурга в Усть-Лугу, а освободившуюся площадь застроить (см. “Ъ” от 1 апреля 2021 года). Тогда стивидоры, базирующиеся в порту Санкт-Петербург, выступали резко против этой инициативы (см. “Ъ” от 2 апреля 2021 года). В конце 2021 года губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко говорил, что в качестве альтернативы Усть-Луге рассматривается Приморск. Но после начала военных действий на Украине к обсуждению этого проекта официально не возвращались.