Предприятия положили глаз на детей
Татарстан намерен разрешить подросткам работать на вредных производствах
Госсовет Татарстана подготовил к отправке в Госдуму проект изменений в Трудовой кодекс РФ, разрешающий трудоустраивать подростков с 16 лет на вредных и опасных производствах. Однако некоторые депутаты и общественники при обсуждении идеи сравнили ее с возвращением в Средневековье. Они заявили, что предлагаемые поправки влекут эксплуатацию несовершеннолетних и грозят проблемами с их репродуктивным здоровьем. Глава комитета Светлана Захарова призналась, что за инициативой стоят такие предприятия, как КамАЗ, которые хотят взять к себе выпускников колледжей, пока они не ушли работать курьерами.
В среду комитет Госсовета Татарстана по социальной политике рассмотрел проект поправок к ст. 265 Трудового кодекса. Согласно документу, депутаты республики хотят разрешить труд подростков в возрасте от 16 до 18 лет «на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», хотя сейчас это кодексом запрещено.
Председатель комитета Светлана Захарова («Единая Россия») объяснила инициативу республики запуском в 2022 году федерального проекта «Профессионалитет» с целью «развития реального сектора экономики РФ в условиях импортозамещения». Он позволяет реализовать программы ускоренного обучения в профессионально-технических училищах — за 2,5 года вместо четырех. Возраст абитуриентов составляет 15-16 лет, и, когда они закончат обучение, не всем исполнится 18 лет.
В связи с этим, по словам госпожи Захаровой, Госсовет Татарстана хочет разрешить подросткам работать на опасных предприятиях «по срочному трудовому договору для прохождения производственной практики по соответствующей профессии». Также проектом предусмотрено полноценное трудоустройство несовершеннолетних на предприятиях, где они практиковались, после получения среднего профессионального образования.
Инициатива республики ранее была направлена в Совет законодателей РФ, где ее предложили доработать. Госсовет республики в новой версии проекта добавил, что условия допуска подростков к вредным и опасным работам будет устанавливать правительство РФ.
«У нас катастрофическая нехватка кадров»,— согласилась депутат «Единой России» и председатель Федерации профсоюзов Татарстана Елена Кузьмичева. Однако, по ее словам, допуск подростков к опасным работам «никак не решит этот кадровый вопрос». Она отметила, что подзаконными актами уже и так разрешено проведение практики учащихся на таких предприятиях, либо их устройство там после окончания училища, но с определенными ограничениями.
Госпожа Кузьмичева также обеспокоилась «влиянием вредных производственных факторов на неокрепший молодой организм». Ее поддержала уполномоченный по правам ребенка Татарстана Ирина Волынец, которая призвала «придерживаться строгой нормы, которая защищает интересы несовершеннолетних».
«Мы с вами обсуждаем детей до 18 лет. Они дети!» — эмоционально отреагировала декан факультета социальной работы и высшего сестринского образования Казанского государственного медицинского университета (КГМУ) Маргарита Максимова, которая возглавляет экспертный совет при комитете Госсовета. Она посетовала, что «подростки не владеют законодательством» и на производственных практиках и так нарушаются их права. «Да, бизнесу нужны кадры. Может, бизнесу стоит подумать, чтобы не на детях этот решать вопрос, а улучшать условия труда?» — задалась она вопросом.
Госпожа Максимова обеспокоилась тем, что дети могут согласиться на опасную работу, «чтобы заработать деньги». «Мы хотим повышать рождаемость? Мы нарушим здоровье у этих детей, и рождаемость у нас не будет повышаться. Уже не говоря о том, что будет увеличиваться количество детей-инвалидов»,— предупредила она. Эксперт предложила, чтобы депутаты «сначала подумали о детях, защитили их, предупредили работодателя, который хочет эксплуатировать, извините, несовершеннолетних детей». «Мы с вами возвращаемся в Средневековье или в слаборазвитые страны. А мы все-таки с вами социальное государство»,— напомнила она.
«Давайте уж без таких громких заявлений про Средневековье»,— поправил свою подчиненную ректор КГМУ и депутат Госсовета от «Единой России» Алексей Созинов. Однако он согласился, что документ «требует дополнительного обсуждения», и, посчитав критику обоснованной, напомнил о важности «сохранения здоровья и репродуктивного потенциала на уровне государства».
Законопроект попытался защитить вице-спикер Госсовета и глава фракции единороссов Юрий Камалтынов, который в 1980-е годы работал в «Органическом синтезе» (ныне «Казаньоргсинтез»). «"Опасные и вредные условия труда" — фраза, конечно, звучит ужасно… Вот, например, "Казаньоргсинтез", он категорийный. Его условия называются опасными и вредными…. Там даже аппаратчики досрочно уходят на пенсию. Но они сидят в операторной, где абсолютно чистый воздух… Это не явная опасность»,— считает господин Камалтынов. Он также рассказал, что в прежние времена на этот завод приходили учащиеся, которым не было 18 лет, но «они приходили и работали, и получали». «Это в Советском Союзе было»,— пояснил он. Юрий Камалтынов предложил пригласить для обсуждения разработчиков законопроекта, чтобы узнать, что «именно они хотят сказать».
«Разработчики — это мы»,— призналась Светлана Захарова, но пояснила, что «инициатива идет с КамАЗа, ЕлАЗа, где есть колледжи». По ее словам, на предприятиях обеспокоены тем, что, не имея допуска на опасные работы, выпускники «уходят в Wildberries, "Яндекс", "Самокат", и все уже…».
К обсуждению подключились юристы Госсовета, которые заверили, что законопроект Татарстана не предполагает, чтобы «поголовно всех отправляли на производства». Елена Кузьмичева настаивала, что практику на опасных производствах можно проходить и сейчас, а в законопроекте Госсовета «речь идет о разрешении подростков на вредных и опасных производствах в целом».
В итоге Светлана Захарова решила отложить рассмотрение. «Проведем рабочее совещание, выработаем какое-то мнение. Предприятия-то наши еще жестче хотели… Предприятия хотят еще круче, чем мы с вами написали. Честно говорю»,— заключила глава комитета.