Из гей-клуба в СИЗО
Следствие считает бар экстремистским сообществом
Впервые в России деятельность гей-клуба посчитали организацией экстремистского сообщества (ч. 1 ст. 282.2 УК). Вчера в Оренбурге суд отправил под стражу администратора и арт-директора местного клуба Pose, им грозит до десяти лет лишения свободы. По версии следствия, они поддерживают взгляды и деятельность «Международного общественного объединения ЛГБТ» (признано экстремистским и запрещено в РФ), а целью их работы в клубе была «пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений». Перед этим в клубе прошла демонстративная «спецоперация» МВД и организации «Русская община Оренбурга». Опрошенные «Ъ» юристы предупреждают, что подобная практика может широко применяться.
Центральный районный суд Оренбурга по ходатайству следствия арестовал арт-директора клуба Pose Александра Климова и администратора Диану Камильянову. Заседание проходило в закрытом режиме, однако официальный Telegram-канал суда сам раскрыл подробности частной жизни арестованных, заявив, что они «являются лицами с нетрадиционной сексуальной ориентацией». По версии следствия, Александр Климов и Диана Камильянова, «действуя группой лиц по предварительному сговору с неустановленными лицами, которые также поддерживают взгляды и деятельность запрещенного в нашей стране «Международного общественного объединения ЛГБТ», работали в баре "Роse", обеспечивали его функционирование».
Бар «Роse» появился в Оренбурге в 2021 году. Заведение позиционировало себя как «закрытое заведение для определенного круга людей», а также «бар-театр пародий» и «ночной бар с шоу-программой». Администрация не указывала адрес в соцсетях. В 2022 году сотрудники сайта Оrenday захотели своими глазами увидеть «картины, так упорно насаждаемые нашему обществу Западом». Однако оказалось, что для этого необходимо самим связаться с администрацией и пройти собеседование,— только после этого им сообщили адрес заведения. На месте выяснилось, что у бара «нет ни вывески, ни иллюминации, ни музыки», а охрана просит посетителей показать переписку с администрацией.
Сотрудники Оrenday пожаловались читателям: чтобы пройти через «двери в пошлость», им пришлось еще раз ответить на «вопросы не для нормальных людей».Только после этого они смогли зайти в клуб, чтобы своими глазами увидеть «ЛГБТ-пропаганду»,— и обнаружили там травести-шоу.
9 марта 2024 года в Pose пришли сотрудники местного Центра по борьбе с экстремизмом, бойцы Росгвардии и члены организации «Русская община Оренбурга». Позднее в соцсетях «Общины» появилось видео их совместного похода в гей-клуб. В начале ролика некий мужчина в штатском произносит со сцены: «Уважаемые посетители, проводится спецоперация МВД России». Он «предупреждает», чтобы люди не разговаривали друг с другом, и обещает, что «все будет в рамках закона». После этого камера показывает лица посетителей клуба, сотрудников и даже артистов в нижнем белье. Мужчина тем временем предлагает «тем, кому нет 18 лет, самим подойти по-хорошему к сцене».
Затем на записи видно, как сотрудники Центра по борьбе с экстремизмом ходят по гей-клубу вместе с крепкими молодыми людьми в военизированных куртках; крупным планом показаны нашивка «Русская община Оренбурга» и «пиратский» шеврон с маской Гая Фокса над двумя скрещенными саблями. Еще камера крупно показывает лица людей, которые находятся в клубе. В конце голос за кадром расспрашивает мужчину: «Тебя-то как сюда занесло, в пидорский клуб?» Тот отвечает, что «зашел выпить кофе». Голос за кадром произносит «Ладно, разберемся», а потом гордо добавляет: «Русская община работает».
В описании к видео говорится, что в клубе «при поддержке "Русской общины Оренбурга" проведены оперативно-разыскные мероприятия на предмет пропаганды ЛГБТ».
Среди прочего в отчете сообщается, что «в ходе спецоперации» были изъяты «2 видеорегистратора, 5 смартфонов, 4 ноутбука, 2 пакета по 12 комплектов женской одежды; 15 париков женских».
Также обыски прошли дома у администраторов клуба, там нашли парики, «комплекты женской одежды» и «накладную женскую грудь». «Это не загнивающий запад, это глубокий тыл третий год воющей страны»,— возмущаются в «Русской общине» (орфография сохранена).
Полиция опубликовала свой отчет лишь через полторы недели и не упомянула в нем о «поддержке» со стороны «Русской общины». В начале видеозаписи сотрудник полиции со словами «Пшел сюда» тащит за шкирку мужчину, стоящего на коленях. Затем полицейские показывают интерьер клуба, причем лица посетителей размыты. Слышно, как мужской голос истерично кричит: «Лицом к стене все повернулись, никто сюда не смотрит!» Несколько человек лежат на полу клуба, еще один «на растяжке» — стоит на широко разведенных ногах. На следующих кадрах — подсобка с бутылками алкоголя, затем офисное помещение, где над компьютером висит картина — обнаженный по пояс мускулистый мужчина. Полицейская камера задерживается на этом изображении, а потом показывает гримерную артистов, где на стенах развешаны парики и яркие сценические костюмы.
«В ходе обысков полицейскими обнаружены и изъяты видеорегистраторы, смартфоны, ноутбуки, пакеты с женской одеждой и париками. Кроме того, установлено, что в заведении реализовывалась алкогольная продукция без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства,— говорится в сообщении УМВД.— Правоохранителями опрошены работники и посетители заведения, поступило более 15 заявлений о противоправной деятельности, направленной на пропаганду ЛГБТ».
18 марта глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина заявила о возбуждении уголовного дела «в связи с деятельностью клуба Pose». Она уточнила, что это первый случай после того, как Верховный суд в 2023 году признал «Международное движение ЛГБТ» экстремистским и запретил его в РФ. Госпожа Мизулина добавила, что на деятельность клуба «обратили внимание местные активисты», но не стала уточнять, о ком идет речь.
После этого полиция задержала Александра Климова и Диану Камильянову. «Администратор бара подбирала персонал, контролировала качество обслуживания посетителей бара, утверждала программы выступлений и мероприятий, обеспечивала фотовидеосъемку выступлений, пропагандирующих нетрадиционные сексуальные отношения, а также выполняла финансово-хозяйственные функции,— пересказал суд позицию следствия.— Арт-директор бара осуществлял подбор травести-артистов, проводил с ними собрания, пропагандировал среди посетителей бара и в мобильном приложении Telegram нетрадиционные сексуальные отношения». Сотрудников клуба отправили в СИЗО до 18 мая 2024 года.
Юрист, правозащитник Максим Оленичев (внесен в реестр иноcтранных агентов) напоминает, что 1 марта 2024 года сведения о «Международном общественном движении ЛГБТ» были включены в перечень экстремистских организаций. После этого возникла возможность привлекать людей к уголовной ответственности за «организацию деятельности» запрещенного движения, «если такие действия совершены после 00 часов 2 марта 2024 года».
Эксперт считает, что деятельность «ЛГБТ-клубов» не является экстремистской «даже с учетом широких и расплывчатых формулировок» Верховного суда. «Под ЛГБТ-экстремизмом, как следует из решения ВС, подразумевается именно активистская деятельность за продвижение равных прав для ЛГБТ-людей, а не развлекательная деятельность с участием травести-шоу,— говорит эксперт.— Бар — это бизнес в сфере развлечений, и он никогда не являлся "структурным подразделением" движения. Поэтому привлечение администратора и арт-директора к уголовной ответственности не основано на действующем законе об экстремизме. Состава преступления в их действиях нет».
Также Максим Оленичев (внесен в реестр иностранных агентов) напомнил про разъяснение пленума Верховного суда от 2011 года. Там говорится, что «организация деятельности экстремистской организации» — это действия по продолжению или возобновлению уже существовавшей деятельности такой организации. Это могут быть, например, созыв собраний или организация вербовки новых членов. «Очевидно, что люди, приходя в бар, не становятся участниками какой-либо организации, а свободно реализуют досуг»,— говорит эксперт. Вместе с тем он не удивлен, что силовики возбудили такое дело: «Почти все публичные ЛГБТ-инициативы в России, которые действительно боролись за равные права для ЛГБТ-людей, уже закрылись и перевели свою деятельность в онлайн. Среди офлайн-площадок остались только бары и клубы, которые посещаются ЛГБТ-людьми. Именно поэтому следователи обратили на них свое внимание».
«Для юристов очевидно, что подобная практика будет широко применима на территории страны в будущем,— заявил “Ъ” управляющий партнер и адвокат бюро "Яблоков и партнеры" Вячеслав Яблоков.— Фемида в лице Верховного суда РФ обозначила позицию в отношении ЛГБТ и соответствующей символики, когда официально это движение было признано экстремистским. С тех пор публиковалась информация о серии ситуаций с возбуждением различных дел по демонстрации ЛГБТ-символики, проводились мероприятия в клубах, позиционирующих себя как часть сообщества. Поэтому рассматриваемое дело уже не уникально — привязка экстремизма к ЛГБТ состоялась несколько месяцев назад, о чем широко известно».
Напомним, после решения Верховного суда адвокат Дмитрий Аграновский заверял ТАСС, что «речь не идет и не может идти о дискриминации рядовых граждан, не пропагандирующих идеи этого движения, не вовлекающих в его участие третьих лиц». Он напомнил, что «в стране давно запрещена пропаганда нетрадиционных отношений, поэтому непосредственно сегодня для граждан, не ведущих политической борьбы, ничего не должно измениться».