ОСАГО не попадает в фокус
В Госдуме просят ускорить внедрение автоматического контроля за «автогражданкой»
Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков просит правительство ускорить подключение дорожных камер к проверке наличия полисов ОСАГО у водителей. Он сообщает премьеру Михаилу Мишустину, что такая мера позволит региональным бюджетам ежегодно получать около 2 млрд руб. за счет сбора от штрафов. Запуск системы автоматической проверки полисов обсуждается не первый год. По информации “Ъ”, сейчас проволочка может быть связана с необходимостью комплексной модернизации информационной системы МВД «Паутина», которая осуществляется в рамках гособоронзаказа. Между тем Госдума уже готовится принять во втором чтении законопроект, согласно которому ГИБДД утратит обязанность проверять полис ОСАГО при постановке машин на учет.
Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков («Справедливая Россия — За правду») в письме премьеру Михаилу Мишустину просит ускорить процесс подключения дорожных камер к проверке ОСАГО (штраф за нарушение в сумме 800 руб. по ст. 12.37 КоАП). Об этом в четверг сообщил глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев в ходе конференции Insur-Selling 2024. «Организационно к запуску проверки наличия полиса ОСАГО по камерам все готово»,— заверил он, пояснив, что господин Аксаков обратился в правительство по просьбе страховщиков. В письме (“Ъ” ознакомился с текстом) депутат подчеркивает, что запуск нового функционала позволит региональным бюджетам ежегодно получать около 2 млрд руб. за счет сбора от штрафов. Отметим, по данным ГИБДД, на конец 2023 года на дорогах РФ работало 25,2 тыс. стационарных, 3,1 тыс. передвижных и 900 мобильных камер.
Планы наделить дорожные комплексы функцией проверки страховых полисов, напомним, обсуждаются уже более пяти лет. В 2023 году была создана соответствующая рабочая группа из представителей страховщиков и ГИБДД под эгидой ЦБ РФ. В минувшем августе ситуация обсуждалась в ходе специального совещания у вице-премьера Марата Хуснуллина.
Все технические вопросы проработаны еще год назад, рассказал “Ъ” источник в МВД. Штрафы за отсутствие полиса будут, скорее всего, выноситься не чаще чем один раз в сутки — для этого понадобятся поправки к КоАП.
Обмен информацией, необходимой для выявления нарушителей, будет происходить между ГИБДД и Национальной страховой информационной системой (ее курирует Банк России). Основная причина проволочки в том, что требуется доработать информационную систему МВД «Паутина» (аккумулирует информацию всех камер), пояснил источник “Ъ”, знакомый с ситуацией. Техзадание, по сведениям “Ъ”, давно готово, утвержден даже план мероприятий, но тендер МВД еще не объявляло: процесс поставлен на паузу по независящим от ГИБДД причинам, хотя планировался на 2024 год. Проведение конкурса, по сведениям “Ъ”, может осложняться тем, что комплексная модернизация системы проходит в рамках гособоронзаказа.
Господин Аксаков тем временем напоминает, что Госдума уже приняла в первом чтении законопроект, исключающий проверку «автогражданки» при постановке машины на учет в ГИБДД. Страховщики протестовали (“Ъ” рассказывал об этом), но документ готовится ко второму чтению. Его принятие приведет к снижению контроля за исполнением обязанности владельцев транспортных средств страховать гражданскую ответственность, считает господин Уфимцев. «Сопоставимые меры контроля взамен предлагаемых к исключению не вводятся»,— разделяет опасения господин Аксаков. Он приводит статистику, согласно которой с 2011 по 2020 год доля случаев, когда инспекторы выявляли отсутствие полиса у водителя, в общей структуре выявленных правонарушений выросла с 1,2% до 12,6%. Абсолютное же количество штрафов по ст. 12.37 в последние годы не снижается, отмечает депутат, приводя данные за 2021 год: вынесено более 2,79 млн вынесенных постановлений.
Научный центр безопасности дорожного движения МВД России публиковал более свежие данные: в 2022 году инспекторы вынесли чуть более 2,3 млн постановлений по ст. 12.37 КоАП. Статистики за 2023 год по данному составу еще не публиковалось.
Ухудшение контроля за ОСАГО, продолжает Анатолий Аксаков, приводит к тому, что законопослушные водители становятся «заложниками складывающейся негативной ситуации»: все больше водителей ездят без ОСАГО, и, если становятся виновниками ДТП, взыскать с них ущерб пострадавшая сторона может только через суд.
«Банк России поддерживает внедрение контроля за наличием полисов ОСАГО с помощью дорожных камер,— заявили “Ъ” в пресс-службе ЦБ.— Он необходим в первую очередь для повышения защищенности автомобилистов. При наличии полиса ОСАГО у всех участников ДТП потерпевший обеспечен страховым возмещением, а финансовая ответственность виновника исполняется страховщиком».
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что автоматический контроль за камерами можно вводить только после того, как будет наведен порядок с компенсацией ущерба по ОСАГО, которая сегодня зачастую не покрывает стоимость ремонта.