Посылки оставляют за порогом
Как бизнес относится к снижению лимита беспошлинного ввоза товаров
Иностранные посылки могут подорожать и зависнуть на таможне, их просто не успеют обработать в оперативном режиме. Такое мнение в интервью “Ъ FM” высказали представители отрасли трансграничной торговли. Ранее российские ритейлеры через Ассоциацию компаний розничной торговли обратились к правительству с просьбой снизить порог беспошлинных онлайн-покупок в пять раз, с €1 тыс. до €200. Чего добиваются российские продавцы? И чем может обернуться такое решение для потребителей? Выясняла Аэлита Курмукова.
1 апреля истекает действующий лимит беспошлинной торговли в €1 тыс. А это значит, что россияне снова будут перечислять в казну 15% от заказов в иностранных интернет-магазинах, если сумма покупок за месяц превышает €200. Увеличивали порог в 2022-м на время, чтобы не допустить дефицита товаров из-за санкций и наладить параллельный импорт.
И этот инструмент выполнил свою задачу, считает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев. Кроме того, по его словам, продление действующего повышенного порога фактически стимулировало бы зарубежных производителей поставлять продукцию на территорию ЕАЭС без уплаты таможенных платежей и без какого-либо послепродажного обслуживания:
«На рынок поступает существенное число несертифицированных товаров и товаров без гарантий, в том числе без инструкций и информации на русском языке. Это создает неравные условия для добросовестных российских ритейлеров, которые выполняют обязательства по сертификации и сервисному обслуживанию продукции на отечественном рынке.
Также на фоне высокого порога беспошлинного ввоза растут риски поставок низкокачественных, нелегальных и контрафактных товаров».
Ассоциацию ритейлеров, объединяющую в том числе «М-Видео», «Ашан», Х5 Group, уже поддержала Федеральная таможенная служба. Врио главы ведомства Руслан Давыдов выступил за полную отмену порога и подчеркнул, что ввозимые без пошлин товары мешают развитию отечественной промышленности. Но местные производители не готовы полностью заменить ушедшие бренды, о чем было заявлено на заседании в Минэкономразвития, рассказала “Ъ FM” директор юридического департамента CDEK.Shopping Полина Щербинина:
«Был задан вопрос представителю одной из российских компаний. Он сказал, что мы в перспективе запустим наши материнские платы, но пока их нет. Полноценно техники, электроники, которая бы выпускалась нашим производителем, нет. Нет конкурентной среды, клиент идет и вместо телефона, условно, покупает лопату. Так что в итоге у нас упадет качество и поднимутся цены».
Но если посмотреть на цифры, то трансграничная торговля занимает меньше 1% всего рынка: 400 млрд руб. по итогам прошлого года. В 2023-м, по данным собеседников “Ъ FM”, россияне заказали 150 млн посылок из-за границы, а внутри страны — больше 5 млрд, и это не считая офлайн-продаж. Против снижения беспошлинного лимита закономерно выступили маркетплейсы, которые за пару лет наладили чуть ли не прямые поставки от иностранных продавцов, заметил партнер аналитической компании Data Insight Федор Вирин:
«Например, на трансграничной торговле неплохо растет Ozon. Завтра это запустят другие интернет-магазины и маркетплейсы. Логистика позволяет ввозить все что угодно — от мебели до электроники.
Конечно, это конкуренция, угроза, потому что потребитель, который готов ждать посылку три-четыре недели, а иногда и полтора месяца, может получить из-за рубежа тот же самый компьютер или PlayStation с дисконтом в 30%».
Запрос маркетплейсов продлить порог в €1 тыс. не подержал Минфин, подчеркнув, что причины для этого исчерпаны. Консолидированной позиции властей пока не было озвучено, но уже очевидно, что переплачивать в итоге станет потребитель, подчеркнул председатель правления Ассоциация экспертов рынка ритейла Андрей Карпов: «Люди тратят большие суммы, как правило, на товары, которые внутри страны купить нельзя. Это могут быть и запчасти к автомобилям, и бытовая техника, и электроника, и обувь. Какие-то деньги уходят за пределы нашей страны, и, возможно, компании хотели бы, чтобы эти средства оставались непосредственно у них».
Но, согласно законам рынка, если у местных продавцов меньше конкурентов, то и цены можно поднять, как сделали уже все локальные производители — от одежды до мебели.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".