Мошенников блокируют технологиями
Как «Тинькофф» защищает клиентов от подозрительных операций
Банки начали компенсировать украденные мошенниками деньги до того, как вступят в силу новые законодательные требования. «Тинькофф» отчитался об итогах работы специального сервиса «Защитим или вернем деньги», запущенного в сентябре. В рамках него банк обязуется с помощью технологий защитить клиентов, и если они не сработают, и мошенники доберутся до жертвы, он компенсирует потери. За полгода кредитная организация сумела предотвратить хищение 170 млн руб. и возместить 4,5 млн руб. Подробности — у Владимира Расулова.
Вечером 14 декабря москвич Иван пришел с работы и увидел звонок на мобильный. Собеседник на том конце провода представился сотрудником мобильного оператора, сказал, что заканчивается срок оказания услуг связи и надо продлить договор. На телефон придет код, его надо продиктовать, и документ пролонгируют. Мошенники провели трехэтапную коммуникацию и соединили сразу несколько сценариев обмана.
«Естественно, у меня был шок. Я потерял чуть больше 1,5 млн руб., сильно расстроился, потому что это значительная часть моего капитала. Позвонил в банк, чтобы вернуть деньги. Сотрудница мне ответила, что это возможно сделать, потому что у меня подключена услуга "Защитим или вернем деньги". Через неделю или чуть меньше мне позвонили и сказали, мол, рассмотрели ваше обращение и решили вернуть всю сумму — 1,57 млн руб. И через день вечером мне приходит вся сумма. Это был восторг и радость. Сами понимаете — это год моих усилий в работе, чтобы заработать их, и мне их вернули»,— рассказал Иван.
Схема, когда мошенники представляются сотрудниками мобильных операторов и под предлогом обновления персональных данных абонентов запрашивают у клиентов информацию об их счете, стала одним из новых сценариев, которые активно распространялись в прошлом году. Но чаще всего жертвы верили звонкам из якобы службы безопасности банка.
Сервис от «Тинькофф» «Защитим или вернем деньги» за полгода работы зафиксировал более 300 тыс. таких попыток, но их удалось заблокировать или разорвать с помощью технологии «Нейрощит» собственного телеком-оператора «Тинькофф Мобайл». Она на основе искусственного интеллекта выявляет и пресекает попытки мошенничества непосредственно во время звонка, говорит замглавы Центра экосистемной безопасности «Тинькофф» Олег Замиралов:
«На стороне телеком-оператора мы анализируем звуковую волну и выявляем паттерны, характерные для мошеннических разговоров. Если таких совпадений много, мы разрываем звонок и сразу же передаем в банк сигнал о мошенническом звонке. Таким образом, мы и отключаем подозрительные звонки, и на стороне банка внимательно отслеживаем операции, которые следуют после такого звонка.
Другой пример — наша система фрод-мониторинга: проверка операций идет более чем по тысяче различных факторов. Система автоматически анализирует операции и в случае подозрения на мошенничество приостанавливает их».
При этом если злоумышленники все же добьются своего, то банк вернет утерянные средства пострадавшему клиенту. Причем покрытие сервиса включает гораздо больше, чем требует новый закон. Речь идет и о переводах, и о ситуациях, когда, например, клиент снял деньги в банкомате и положил на счет мошенников или дал доступ к своему банковскому приложению.