«План-перехват в действие, конечно же, введен»
Председатель ОО «Гражданская безопасность» Сергей Гринин — о теракте в «Крокус Сити Холле»
По всей России власти отменяют массовые мероприятия после атаки в концертном зале «Крокус Сити Холл». Следственным комитетом заведено уголовное дело о теракте. По некоторым данным, в момент нападения внутри здания могло находиться более 6 тыс. человек. Сообщается о более чем сотне пострадавших и нескольких десятках погибших. Ведущий “Ъ FM” Алексей Нарышкин обсудил произошедшее с председателем региональной общественной организации «Гражданская безопасность» Сергеем Грининым.
— Судя по опубликованным видео и сообщениям в СМИ, стрельба велась из автоматического оружия, его же нет в свободной продаже, откуда оно взялось?
— Как раз в свободной продаже оно и есть, его нет в легальной продаже. Свободная продажа — это то, что мы видим, черный рынок, огромное количество стволов. Скажем, лет 10 назад последний раз я слышал озвученные экспертами МВД цифры, на тот момент в нелегальном обороте находилось от 5 млн до 20 млн единиц оружия. Это огромный массив. А сейчас идут боевые действия на Украине, и из горячих точек всегда идут утечки оружия. Там его очень трудно контролировать, там есть и трофейное, всякое. Неподконтрольное оружие поступает на тот самый черный рынок, в свободную нелегальную продажу, но для легальных целей автоматическое оружие, в общем, не очень-то и нужно.
— Что, собственно, известно относительно этого оружия, которое использовалось, и можно ли сейчас, судя по тем кадрам, которые распространялись в социальных сетях, говорить о подготовке этих людей, которых сейчас ищут?
— С учетом того, как все произошло, как они организованно сумели скрыться, это явно была подготовленная группа, заранее спланированная акция, скорее всего, с подготовленными исполнителями. Вряд ли туда отправили совсем пушечное мясо, они бы не сумели уйти. А сумели уйти, значит, подготовка операции была проведена достаточно неплохо, как это ни печально признавать.
— Чем объяснить такой сильный пожар? 13 тыс. кв. м несколько часов уже не могли потушить. В чем причина?
— Если использовались бутылки с зажигательной смесью, они горят очень хорошо и гасятся очень плохо. Кроме того, в любом общественном месте уйма всего, что может гореть, как и у вас дома. В любом месте, где находятся люди, всегда есть, чему гореть, начиная с тех же самых кресел в зрительном зале, штор, кулис, чего угодно.
— Силовые структуры сообщали, что в том числе на месте теракта ведут поиск преступников, но мы знаем, что дороги в столице частично перекрыты. Какой алгоритм у силовых структур, что они делают в подобных ситуациях?
— Поскольку я в дороге, то своими глазами видел усиление, действительно много патрулей, останавливают машины, досматривают или опрашивают, проверяют документы у водителей и пассажиров, то есть план-перехват в действие, конечно же, введен, как и другие планы. Даст ли он что-то — вопрос очень спорный. Если отход этой группы боевиков был хорошо подготовлен, вполне возможно, что они уже сейчас в каком-то убежище и оттуда носа не будут казать очень долго. Или уже покинули регион, что тоже не исключено, к сожалению. Конечно, очень бы хотелось, чтобы этих нелюдей изловили и привлекли к соответствующей ответственности, я думаю, этого хочется всем нормальным людям. Но что из этого получится, мы пока не знаем, не хочется предвосхищать события.
— Как вы можете оценить те меры, которые принимаются сейчас в Москве, области и в других регионах? Отменяются массовые мероприятия в выходные, учебные занятия рекомендовано перенести в удаленный режим, не говоря уже о проверках, которые вы упоминали. Этого достаточно, по-вашему?
— Я думаю, что с отменой любых мероприятий, скорее, обжегшись на молоке, сейчас дуем на воду. Крайне маловероятно, что какая-то группа сделает еще что-то повторное, они не совсем же идиоты. Они понимают, что сейчас будут усилены меры безопасности, и вероятность провести новый теракт заметно снижена. Поэтому сейчас это, скорее, перестраховка, успокоение общественности, надо показать, что мы работаем и так далее. Я не говорю, что это совсем не нужно, но это перестраховка. Кроме, конечно, одного случая, о котором нам никто не скажет, если у спецслужб есть информация о другой боевой группе, а не исключено, что есть.
Вообще, мы знаем, что подавляющее большинство терактов, которые были успешно пресечены, пресекались на этапе подготовки, то есть это работа не правоохранительных органов, а это все-таки спецслужб. Работа на упреждение, когда получается информация, работает агентура, на этапе подготовки становится известно, что где-то формируется боевая группа, ее берут тепленькой до начала теракта.
Если теракт уже запущен, к сожалению, практика показывает, что он доходит до своего завершения с большим или меньшим успехом. Иногда удается правоохранительным органам на месте частично сгладить, скомпенсировать, сделать его не таким успешным, помешать преступникам, но не полностью предотвратить, к большому сожалению.
— Как скоро можно ждать каких-то предварительных версий, данных о личностях преступников?
— Версии наверняка есть, как и какие-то данные, но это оперативная информация и, разумеется, ее никто разглашать не собирается в обозримом будущем. Могут быть сделаны самые общие заявления о личности преступников, возможно. Потому что оперативная информация имеет очень большую ценность, и разбрасываться ей направо-налево никто точно не будет. Все, что нам скажут, скажут сильно постфактум, когда это не сможет помешать розыску преступников, скажем так.
— Что делать рядовым москвичам, жителям других регионов в этой ситуации? Есть различные спекуляции относительно тех, кто совершил этот теракт, мы знаем про ограничения, которые уже ввели.
— По возможности действительно избегать мест массового скопления граждан, мероприятий, хотя их и не будет, сейчас все отменили — и школьные мероприятия, и вузовские, и выездные. Поэтому просто жить, но в гущу людей не соваться. Теракт — это в первую очередь инструмент запугивания людей и властей. Поэтому, повторюсь, надо беречься и по возможности не лезть на рожон.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".