Розыск потребовал времени
Как подозреваемым в атаке на «Крокус Сити Холл» удалось добраться до Брянской области
ФСБ заявила, что террористы планировали перейти российско-украинскую границу и имели контакты на украинской стороне. Представители спецслужбы сообщили, что атака была тщательно спланирована. Оружие заранее спрятали в тайнике. В ФСБ также заявили об 11-ти задержанных. Среди них четверо непосредственных участников нападения в «Крокус Сити Холле». Директор ведомства Александр Бортников доложил об этом президенту Владимиру Путину. До этого депутат Госдумы Александр Хинштейн подтвердил задержание нескольких подозреваемых в Брянской области.
По словам Александра Хинштейна, ночью обнаружили автомобиль Renault, на котором передвигались предполагаемые преступники. Машина не остановилась по требованию полиции и попыталась скрыться. Одного подозреваемого удалось задержать сразу, остальных некоторое время искали в лесу. Позже журналисты федеральных каналов опубликовали видео, на котором, как утверждается, показан допрос одного из террористов. Как подозреваемым удалось добраться до Брянской области? Руководитель компании «Интернет-розыск» Игорь Бедеров говорит, что у технических систем поиска есть ограничения, которые не позволяют поймать преступников моментально:
«Камеры у нас неидеальны. Подключали то, что есть на местах. Если в Москве еще все относительно неплохо, то в Подмосковье уже несколько хуже. В Петербурге еще хуже. Чем дальше, тем дешевле камеры, где-то еще стоят аналоговые. И даже несмотря на обилие датчиков, данных сотовых сетей, которые можно собирать, все вкупе может затянуть розыск таких преступников на несколько дней. А если они быстро смогли убраться с территории, то и на более длительный срок.
Если посмотреть ретроспективу перемещений машины — откуда она ехала, куда — с ней двигались и смартфоны находящихся там людей. Это видно по базовым станциям, номерам их телефонов, и IMEI-кодам этих мобильников. Дальше отслеживаются мобильные устройства, определяется место жительство владельца, собираются дополнительные данные с камер и иные цифровые следы. Привязывают социальные аккаунты, почты, по ним устанавливается личность.
Дальше, когда у нас есть хотя бы минимальный цифровой след, мы можем отслеживать человека вообще по всему земному шару. Это усложняется тем, что необходимо делать определенные запросы в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий. Это вынуждает взаимодействовать с операторами сотовой связи, банками, парковками и кучей других организаций, в которых сотрудников тоже необходимо было вызвать на работу, чтобы они эту информацию предоставили. Может быть, поэтому процесс немного затягивается».
Теракт в «Крокусе» произошел около 20:00 в пятницу, 22 марта, перед концертом группы «Пикник». В тот момент в здании могли находиться более 6 тыс. человек. Неизвестные открыли огонь в фойе концертного зала, а затем подожгли здание. Собеседники “Ъ FM” отмечают, что террористы действовали профессионально. Очевидно, речь идет о новой тактике, уверен бывший сотрудник спецслужб, член Совета по правам человека Кирилл Кабанов: «Впервые, наверное, теракт проходит без захвата заложников — то есть новая тактика уничтожения мирных людей и попытка уйти без требований и заявлений. Это и попытка посеять хаос, запугать. Не надо лишних попыток участвовать в массовых мероприятиях, куда-то ходить, тем более все будет закрыто. Но то, что террористы используют новую тактику, поражает.
Причем они были прекрасно подготовлены. Они владели ситуацией, знали, куда двигаются, у них все было рассчитано. Это был маршрут. Не было лишних движений. Очень важно — слаженность действий. Террористы были подготовлены и технически. Они применили стрелковое оружие. Оно может навести иногда больше хаоса, чем взрывчатка или еще что-то. А в истории с пожаром надо еще разбираться».
Источники “Ъ” связывали террористов с запрещенной в России террористической организацией «Русский добровольческий корпус». Как раз накануне теракта сотрудники ФСБ задержали в Москве целую группу их сторонников. Иностранные СМИ писали о связи теракта с запрещенной террористической группировкой «Исламское государство». Представитель группы компаний безопасности «Витязь» Петр Фефелов не исключает, что атаку организовали спонтанно: «Любой посетитель легко проходит на территорию любого торгового комплекса, там же нет жесткого периметра до, например, зоны парковки, поэтому они свободно проехали и, как и все посетители, только гораздо быстрее, забежали в вестибюль и открыли огонь на поражение.
Усиления не будут излишни, прежде всего, активизируется оперативная работа спецслужб. Спецслужбы работают очень хорошо, но, возможно, это было настолько спонтанно предпринято террористами, что информация не успела дойти до определенных структур.
При этом сотрудники охраны — это люди, которые заточены на поддержание общественного порядка, на случай краж, воровства, возможно, людей в алкогольном, наркотическом опьянении, которые должны их задержать, вывести, дождаться полиции и так далее. То есть для локализации подобных вещей уровень подготовки этих сотрудников недостаточен. Мы можем вооружить большое количество людей, но не все могут грамотно воспользоваться оружием. Для этого нужна определенная подготовка, большое количество времени, опыт».
С этим мнением не вполне согласен гендиректор ЧОП «АКМ-Секьюрити» Алексей Щедрин. По его словам, объект такого уровня, как «Крокус Сити Холл», требовал других мер безопасности: «Не исключу, что у охраны ошибок не было, у системы безопасности тоже. И формально "Крокус Сити Холл" мог выполнять все нормы, предписанные антитеррористическим законодательством. Но эти правила явно устарели, не соответствуют реалиям. И вот тот сценарий, который произошел, скажу как профессиональный посетитель "Крокуса", я там бывал и понимал, что тех норм безопасности для этого объекта явно недостаточно. То есть их надо было усиливать.
Что конкретно не соответствовало требованиям безопасности? Количество охранников. На входе всего несколько человек, и они не были вооружены. То есть охрана должна быть вооруженная, причем не только на входе. В самом объекте — "Крокус Сити Холл" огромный — там обязательно должна быть дежурная группа, которая могла бы быстро среагировать на критическую ситуацию. Тогда жертв было бы гораздо меньше. Могли бы вступить в огневой контакт с группой террористов или создать им сложности в выполнении задуманного. Да, это растянулось бы все по времени до прибытия основных сил. А может быть, террористы отказались бы от своего плана, понимая, что они встретили вооруженное сопротивление, и их план уже невозможно реализовать».
Сразу после теракта торговые центры Москвы прекратили работу. В метро, на вокзалах и в аэропортах усилили меры безопасности. Силовики проводили проверки на выездах из столицы и области.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".