Экологичный принцип
Социальная ответственность
Принципы ESG (Environmental, Social and Corporate Governance — «экологическое, социальное и корпоративное управление»), через которые компания вовлекается в решение глобальных экологических, социальных и управленческих проблем, остаются в России актуальными и после ухода крупных западных компаний. Корреспондент Business Guide Антонина Егорова выясняла, в каких отраслях экономики эти принципы будут развиваться особенно активно.
По словам экспертов, принципы ESG остаются актуальными даже после ухода с российского рынка основных лидеров этого направления. Как отмечает Нелли Молодкина, доцент факультета экотехнологий ИТМО, сейчас крайне важна готовность бизнеса к пересмотру своих позиций по вопросам защиты окружающей среды, социальной ответственности и необходимости финансирования экологических проектов.
При этом, по словам Оксаны Васильевой, доцента кафедры правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, стоит отметить, что в данный момент принципы ESG внедряются не быстрыми темпами. «В частности, в России не ведется рейтинг компаний по их применению. Ранее это делало агентство Bloomberg, которое сегодня не работает на территории России. Его эксперты оценивали развитие организаций по трем критериям — E, S и G — и присваивали соответствующие баллы по стобалльной шкале»,— поясняет она.
Малая часть
Как отмечает госпожа Молодкина, появляются отдельные инициативны, предоставляющие информацию по предприятиям с активной позицией в отношении «зеленых» технологий.
Что касается Санкт-Петербурга, то госпожа Васильева обращает внимание: ряд местных компаний внедряет энергоэффективные программы, но это лишь малая часть предприятий региона. «Так, например, в 2022 году в число организаций, придерживающихся реализации экологической повестки, входили "Группа ЛСР", АО "Вертекс", ООО "Пивоваренная компания «Балтика»". При этом, по моему субъективному мнению, отдельные компании лишь "притворяются" ESG-ориентированными ради определенных целей, но фактически таковыми не являются»,— добавляет она.
С этой точкой зрения согласен Семен Гордышевский, председатель правления Экологического союза Санкт-Петербурга. «На мой взгляд, соблюдение принципов ESG — по большей части формальная история. Не могу сказать, что предприятия занимаются этим охотно. Есть, конечно, и положительные примеры, но в их основе, как правило,— личная мотивация менеджмента. А таких меньшинство в силу общей невысокой экологической грамотности предпринимателей»,— подчеркивает эксперт.
Нюансы мусоропереработки
С 2018 года в РФ действует запрет на захоронение таких отходов, как лом черных и цветных металлов, бумага, картон, полимеры, стекло, текстиль. С 2019-го — запрет на захоронение отходов бумаги, картона и бумажной упаковки, шин и покрышек, полиэтилена и полиэтиленовой упаковки, стекла и стеклянной тары, а с 2021-го — компьютерной и оргтехники, аккумуляторов и бытовых приборов.
При этом, по словам господина Гордышевского, несмотря на то, что мусорная реформа длится уже несколько лет, ситуация с мусоропереработкой в городе лучше не стала: не появились новые мощности по переработке, не развивается раздельный сбор. «Санкт-Петербург и Ленинградская область действительно не входят в число ведущих регионов в РФ в разрезе развития мусороперерабатывающей отрасли. В сравнении с Москвой и Московской областью мы сильно проигрываем. Но, на мой взгляд, медленный темп появления необходимой инфраструктуры в городе связан с тем, что на протяжении длительного времени здесь не могли определиться с региональным оператором»,— считает Александр Свидовский, генеральный директор ООО «Втор-Пласт», эксперт петербургской «Деловой России».
По мнению Нелли Молодкиной, для решения проблем важны активная региональная политика в области обращения с отходами, достижение четкого и понятного разделения ответственности, а также законодательные инициативы, стимулирующие бизнес активнее участвовать в вопросах мусоропереработки. Также для улучшения экологической ситуации, по словам Семена Гордышевского, требуется решить проблему обращения с иловым осадком от канализационных стоков, который в Петербурге — единственном городе в России — по-прежнему продолжают сжигать. «Зола составляет около 40% сухой массы осадка, а остальное по законам физики оказывается в воздухе. Врачи бьют тревогу из-за роста количества случаев экологически обусловленных заболеваний в течение двадцати лет, на протяжении которых в городе используют данную технологию. При этом в стране — в той же Москве — есть успешные практики, с использованием отечественного оборудования, по анаэробному сбраживанию канализационного осадка»,— указывает эксперт.
Раздельный сбор
В целом важной проблемой, которая тормозит создание инфраструктуры по переработке отходов, по мнению госпожи Васильевой, является отсутствие системы и культуры населения по раздельному сбору мусора. Также тариф на услуги по сбору раздельного мусора существенно ниже, чем неотсортированного.
Хотя на уровне города и области постепенно внедряются инициативы, связанные с раздельным сбором бытовых отходов. «Придомовые отдельные баки для картона, стекла и пластика уже есть во многих районах. Также есть проекты по популяризации этого направления: движение "Раздельный сбор", проект Recyclmap»,— делится госпожа Молодкина.
Господин Гордышевский отмечает, что раздельный сбор в Петербурге сегодня находится в лучшем случае на том же уровне, что и в прошлые годы. «Раньше им занимались волонтеры, а с появлением регоператора все материальные ресурсы сконцентрированы в его руках. Например, контейнерные площадки, на которых сторонние предприятия ничего не могут разместить. Также практически не ведется работа по формированию у горожан экологического образа мышления и действий, их мотивации к раздельному сбору»,— сетует он.
По данным АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» (УК ООЛО), сегодня программой по раздельному сбору отходов охвачено 15 районов и один городской округ (Сосновоборский) Ленинградской области. «Вовлеченность жителей с каждым месяцем увеличивается. Это выражается в росте объемов вывозимых фракций и числа запросов от жителей и управляющих компаний многоквартирных домов в адрес Регионального оператора на предмет рассмотрения возможности установки специализированных емкостей в своих дворах»,— сообщают в компании.
При этом в УК ООЛО вынуждены констатировать, что для создания благоприятных условий для развития в Ленинградской области раздельного сбора отходов недостаточно развита инфраструктура. «Главная проблема на сегодняшний день, с которой мы сталкиваемся,— это крайне маленькое количество утилизаторов. Причина — отсутствие поддержки компаний-утилизаторов со стороны государства. Необходимо выработать методику стимулирования на государственном уровне, чтобы ситуация сдвинулась с мертвой точки. В городе только шесть компаний на всю Ленинградскую область и весь Санкт-Петербург»,— говорит Антон Бучнев, генеральный директор АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области».
По словам экспертов, рынок вторсырья напрямую связан с вопросами раздельного сбора, и пока его механизмы в процессе формирования. «Пока что рынок вторсырья в основном связан со сбором и дальнейшей переработкой шин, батареек и аккумуляторов, техники, ртутных ламп, макулатуры»,— отмечает госпожа Васильева.
По мнению господина Гордышевского, рынок есть там, где нет монополизации. «При этом единый регоператор — монополист по определению. Поэтому в Петербурге именно о рынке вторсырья говорить не приходится. Раньше было около 20 операторов и перевозчиков, которые конкурировали между собой, сейчас, кроме регоператора, никто не имеет права работать с ТКО. Соответственно, рынок, по сути, не формируется»,— рассуждает он.