Мир в крови «Крокуса»
Теракт в России получил глобальный резонанс
Трагедия в «Крокус Сити Холле» — один из самых кровавых терактов в истории независимой России — вызвала соболезнования со всего мира. Вслед за российскими союзниками и партнерами, которые первыми выразили солидарность с Москвой, не стали отмалчиваться и на Западе. США и их европейские союзники заявили об осуждении теракта и возложили ответственность за него на «Исламское государство—Хорасан» (террористическая организация, запрещена в РФ). На Западе также призывают Москву не использовать теракт как предлог для более активных действий на Украине. В свою очередь, в обращении к нации президент России Владимир Путин указал на «украинский след» теракта.
Поддержать Россию первыми
Международная реакция на теракт в «Крокус Сити Холле» стала поступать сразу после нападения, совершенного в прошлую пятницу вечером. Многочисленные отклики, появлявшиеся на лентах мировых агентств, впрочем, заметно отличалась друг от друга и по своему тону, и по формату, и по быстроте реакции руководства государств, правительств и мировых организаций.
Примечательно, что генсек ООН Антониу Гутерриш безоговорочно осудил нападение на «Крокус Сити Холл» только со второй попытки, что поначалу вызвало недоумение Москвы.
Комментируя первую реакцию главы ООН, офис которого сообщил в пятницу вечером, что господин Гутерриш «опечален», официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала подобную реакцию не соответствующей происшедшему. «Опечален? Стрельбе? Это драка в тире, что ли? В прямом эфире люди из последних сил передают кадры чудовищного кровавого теракта, который вызывает не "печаль", а ужас, шок, оторопь, безоговорочное осуждение, праведный гнев и сострадание жертвам»,— эмоционально отреагировала на столь сдержанную реакцию генсека ООН госпожа Захарова. В интервью телеканалу «Россия 24» она заявила, что реакция ООН вызвала «не просто вопросы, а огромные вопросы». «Уж кто-кто, а генсек ООН и страны—члены этой структуры обязаны увидеть то, что сейчас видит весь мир — кровавый теракт, и безоговорочно осудить. Мы не выражаем надежду на понимание, мы требуем осуждения»,— отметила она.
Только после этого появилось новое заявление заместителя официального представителя генсека ООН Фархана Хака, уточнившего, что «генеральный секретарь строжайшим образом осуждает террористический акт в Москве и выражает свои глубокие соболезнования семьям погибших, народу и правительству Российской Федерации».
«Благодарим генсека ООН за оперативную корректировку и формулирование четкой позиции!» — незамедлительно отреагировала Мария Захарова.
На этом фоне список государств, лидеры которых поспешили поддержать Москву сразу после теракта, оказался внушительным. В него вошли все государства СНГ, включая страны, с которыми у Москвы складываются непростые отношения.
Свои заявления, осуждающие теракт, сделали премьер-министр Армении Никол Пашинян, президент Молдавии Майя Санду и правительство Грузии.
На трагедию в Москве незамедлительно отреагировал президент Израиля Ицхак Герцог: он не только направил телеграмму в Москву, но и провел телефонный разговор с российским послом Анатолием Викторовым.
Свои послания российскому руководству направили лидеры десятков незападных государств, включая Китай, Индию, Турцию, Саудовскую Аравию, Иран, Пакистан, Южную Африку. Среди тех, кто не ограничился телеграммами и позвонил Владимиру Путину в первые часы после теракта, оказались президенты Казахстана, Узбекистана, Турции и Сирии.
Не остались в стороне и руководители Мьянмы и Северной Кореи, редко комментирующие международные события. В своем послании Владимиру Путина лидер КНДР Ким Чен Ын заявил о необходимости бороться против всех форм терроризма и выразил уверенность в том, что Россия сможет скоро восстановить стабильность и безопасность в стране. «Наш народ считает горе и страдания дружественного российского народа своей собственной болью»,— отметил северокорейский лидер.
Запад, подумав, осудил
В отличие от союзников и партнеров России, которые первыми осудили теракт и вступили в контакты с российским руководством, США и их европейские союзники реагировали на нападение в замедленном темпе, выдержав паузу.
На это обстоятельство обратила особое внимание Мария Захарова, на следующий день после теракта выразившая мысль о том, что на Западе изначально не хотели осуждать нападение в Подмосковье, однако в итоге пошли на этот шаг, учитывая четкую и недвусмысленную реакцию многих государств Глобального Юга.
«Мировое большинство буквально вынудило их изменить риторику, и даже в течение вчерашнего вечера и ночи они спешно переписывали свои пресс-релизы. Сегодня с утра мы даже начали получать дополнительные сигналы от западных стран о том, что они обязательно усилят риторику»,— пояснила в субботу Мария Захарова телеканалу «Россия 24» трансформацию в позиции Запада, который поначалу ограничивался расплывчатыми формулировками об осуждении «терроризма во всех его формах».
Примечательное заявление в том же духе сделал и посол России в Канаде Олег Степанов. «Мы обратили внимание на длительную паузу с осуждением теракта со стороны канадских властей. Обратили внимание и на лексику посла и посольства Канады в Москве, не осудивших теракт и не выразивших соболезнований. Это все учтется в копилке наших отношений»,— предупредил посол Степанов, добавив, что «в течение дня 22 марта канадские власти не выходили на связь с посольством и хранили молчание».
Предпочел не комментировать теракт в Подмосковье и не контактировать с Владимиром Путиным и президент США Джо Байден.
Отвечая на вопрос «РИА Новости», собирается ли Джо Байден созваниваться с российским президентом, представитель Совета национальной безопасности Белого дома ответил «нет», а также указал на то, что ему неизвестно о том, могут ли в связи с последними событиями произойти какие-то контакты по линии дипломатических ведомств России и США.
Взявший на себя миссию первым в администрации США комментировать нападение на «Крокус Сити Холл» координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби лишь сообщил о том, что президента Байдена информируют о событиях в России, однако при этом всячески уходил от оценок. Назвав кадры с места трагедии «просто ужасными», господин Кирби при этом указал, что «в настоящее время нет указаний на то, что Украина или украинцы были причастны к стрельбе».
Между тем в «спешно переписанных пресс-релизах» стран Запада к вечеру субботы в итоге появились слова решительного осуждения теракта в России.
«Я самым решительным образом осуждаю отвратительное нападение, совершенное вчера вечером под Москвой. Терроризм снова нацеливается на беззащитных людей. Международное сообщество обязано сохранять твердое единство в борьбе с трагедией терроризма»,— написал в сети X глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. Со схожими по тону комментариями выступили председатель Европейского совета Шарль Мишель и глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен. Причем в обращении последней излагалась версия о причастности к теракту «Исламского государства» (террористическая организация, запрещена в РФ).
Уже к вечеру субботы позиция США и их союзников окончательно сформировалась и стала основываться на двух ключевых тезисах: теракты в России требуют решительного осуждения, совершили же эти теракты исламские террористы, с которыми и нужно бороться.
Выражая мнение Белого дома и европейских партнеров, вице-президент США Камала Харрис в интервью телеканалу АВС в ответ на вопрос, есть ли у США доказательства возможной причастности Украины, заявила: «Нет, нет вообще никаких доказательств, и, по сути, мы знаем, что ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ.— “Ъ”) на самом деле, по общему мнению, несет ответственность за то, что произошло».
Украинский след поверх исламского
«Общее мнение» Запада об «исламском следе» в теракте в «Крокус Сити Холле» не разделяют в Москве, где эту версию, судя по всему, не считают убедительной. В своем обращении к нации, прозвучавшем днем в субботу, президент России Владимир Путин отметил, что исполнители теракта направлялись к границе с Украиной, где, по предварительной информации, с украинской стороны готовилось «окно» для их перехода границы. При этом Владимир Путин даже не упомянул тему исламского терроризма.
Комментируя риторику США и их союзников о причастности «Исламского государства» (террористическая организация, запрещена в РФ) к теракту, посол России в Вашингтоне Анатолий Антонов заявил «РИА Новости», что нельзя спешить с такими выводами и «российские компетентные органы разберутся в том, кто организовал этот теракт». «Я думаю, что спешить с выводами сегодня не нужно, такая работа требует тишины»,— заявил господин Антонов.
В свою очередь, официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала саморазоблачительным заявление президента Украины Владимира Зеленского, который в своем комментарии в связи с терактом возложил ответственность на Москву. «Единственный руководитель государства, которому хватило ума обвинить Россию в теракте,— это Зеленский. Потому что на воре и шапка горит»,— написала госпожа Захарова в своем Telegram-канале. «Ни одно проклятье не смогло бы уничтожить его так мощно, как его же собственное саморазоблачительное заявление»,— подчеркнула она.
Таким образом, в то время как Запад настаивает на отсутствии какой-либо связи между терактом и Киевом, Москва обращает внимание на то, что главным подозреваемым является именно Украина.
При этом попытка сделать версию исламского следа приоритетной вызывает в Москве неприятие.
Так, комментируя заявление главы МВД Германии Нэнси Фезер о причастности к теракту «Исламского государства» (террористическая организация, запрещена в РФ), Мария Захарова саркастически заметила: «Глубокий анализ. Сила мысли. Мощь интеллекта. Когда, интересно, эта женщина с такой же уверенностью скажет что-нибудь про теракты в отношении "Северных потоков"?»
Таким образом, версия о главных виновниках теракта может стать источником обострения конфликта между Россией и Западом. Как сообщает британская газета The Telegraph, Лондон уже предупредил Москву о недопустимости использовать теракт как предлог для эскалации на Украине. «Попытка переложить все это на Украину неудивительна. Нельзя использовать эту выдуманную связь как какое-либо оправдание незаконной войны на Украине»,— заявил The Telegraph высокопоставленный источник в британских силовых структурах.