Долг в помощь
Как бизнес поддержит граждан после теракта
В первые два дня после теракта в «Крокусе» многие российские компании и банки предприняли те или иные действия для поддержки пострадавших и граждан в целом или по крайней мере сообщили о таких планах. Наиболее серьезными выглядят слова банкиров о готовности урегулировать долги. Целый ряд компаний обещают прямую финансовую помощь пострадавшим. Однако, несмотря на повсеместность заявлений, что они будут означать на практике и на кого распространятся, до конца не ясно. Более определенными выглядят действия транспортных компаний, которые разрешают гражданам сдать билеты или уже бесплатно перевозят родных и близких пострадавших.
После теракта в «Крокус Сити Холле» 22 марта 12 из 13 системно значимых банков (позицию Юникредит-банка “Ъ” выяснить не удалось) сообщили о планах поддержать пострадавших. Часть банков объявили об этом публично, некоторые рассказали “Ъ”. В той или иной форме о списании долгов прямо говорят в ВТБ (включая «Открытие»), Альфа-банке, Тинькофф-банке, МКБ, Совкомбанке, Росбанке, ПСБ, Газпромбанке, «Уралсибе», банке «Санкт-Петербург», Почта-банке, МТС-банке и других.
Более осторожная позиция у крупнейшего в стране Сбербанка, где обещают связаться «с клиентом либо его законными представителями и обсудить порядок помощи». Сотрудница колл-центра банка уточнила “Ъ”, что списание возможно «в связи с гибелью», а в остальных случаях речь идет об «урегулировании». В пресс-службе уточнили, что «работают с информацией, получаемой от уполномоченных органов,— списками погибших и пострадавших в результате теракта». Там пояснили, что под «помощью» понимают «списание всей задолженности либо другой подходящий для каждого конкретного случая вариант». «Решение будет приниматься индивидуально с учетом состояния здоровья пострадавшего»,— говорят в Сбербанке.
Наименее определенной ситуация выглядит для пострадавших и их семьей — далеко не во всех банках готовы пояснить, кого именно относят к этой категории.
Списать долги таким гражданам прямо обещают в ВТБ, Тинькофф-банке, Совкомбанке, Альфа-банке, МКБ, Газпромбанке, ПСБ, Росбанке, банке «Санкт-Петербург», Ингосстрах-банке, Почта-банке, ХКФ-банке. Альфа-банк готов списать кредиты «ближайшим родственникам погибших», а МКБ, Ингосстрах-банк и Почта-банк — «семьям погибших». «Кредитные каникулы» пострадавшим пообещал «Уралсиб» (на срок до полугода; проценты начисляться не будут). В МТС-банке и Райффайзенбанке говорят об «индивидуальных решениях».
Наиболее ясно и детально порядок получения поддержки описали в Совкомбанке. Там “Ъ” пояснили, что ориентируются на списки пострадавших и погибших от МЧС, властей Москвы и Подмосковья: «Если клиент пострадал, но не был госпитализирован и не получал помощь амбулаторно, будем рассматривать каждый случай в индивидуальном порядке». Членами семей пострадавших в банке будут считать родственников первого круга согласно ГК РФ: мать, отца, мужа, жену, сына и дочь.
Технически, пояснили в Совкомбанке, списание долга будет проходить полностью за счет средств банка. Если клиент есть в списках пострадавших или погибших, то сотрудники сами свяжутся с ним или с родственниками: «Если пострадавшего нет в списках, он может обратиться в колл-центр и подать устное заявление в свободной форме, которое банк рассмотрит в индивидуальном порядке».
В ВТБ уточнили, что пострадавшие «при получении необходимых официальных документов» помимо списания долга могут получить и другие инструменты поддержки — реструктуризацию, кредитные каникулы или дополнительные меры для снижения финансовой нагрузки: «Решение будет приниматься персонально и в зависимости от ситуации со здоровьем клиента». Сроки урегулирования, уточнили в ВТБ, зависят от полученных данных и официальных подтверждающих документов, но «банк нацелен сделать все быстро».
Списание предполагает полное обнуление долга, технически для этого формируется 100-процентный резерв из текущего дохода банка (прибыли до налогообложения), поясняет партнер аудиторско-консалтинговой группы «Юникон» Денис Тарадов.
«Какие документы нужны, решает сам банк»,— уточнил партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин. «Кредитор составляет акт о признании долга безнадежным, и обязательства покрываются резервом. Решение о формировании 100% резерва оформляется профсуждением. Для этого достаточно будет свидетельства о смерти или справки о ранении в результате теракта»,— полагает руководитель проекта «Народного фронта» «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
Эксперты отмечают, что теоретически общие меры финансовой поддержки может предложить ЦБ, но господин Тарадов считает это маловероятным. В то же время партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель считает правильным «во избежание злоупотреблений с обеих сторон» закрепить механизм нормативно.
Руководитель Центра правопорядка в г. Москве и Московской области Александр Хаминский уточняет, что предложенная банками мера в гражданском законодательстве называется прощением долга и регулируется положениями ст. 415 ГК РФ: «Для ее реализации банк должен сформулировать и опубликовать публичную оферту, изложив все существенные условия».
Меры поддержки готовят и микрофинансисты: СРО «МиР» 23 марта разослала всем членам рекомендацию списать долги пострадавшим.
«Мы не успели еще получить обратную связь от всех МФО. Но уверены, что сектор поддержит инициативу в полном объеме»,— пояснили в организации. Крупнейшие страховщики (СОГАЗ, «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия», ВСК, «Росгосстрах», «Сберстрахование» и «Югория») объявили об упрощенном и ускоренном урегулировании убытков для страхователей и их близких, пострадавших в теракте, в рамках ДМС, страхования от несчастных случаев и т. д. В СОГАЗе обещают упрощенное урегулирование «для транспортных средств, пострадавших на месте трагедии», включая бесплатную эвакуацию автомобиля.
В ассоциации коллекторов НАПКА “Ъ” сообщили, что для списания долга достаточно предоставить «любые документы, по которым можно будет провести точную и полную идентификацию должника как пострадавшего от теракта». После этого в кредитную историю внесут изменения, предоставив справку.
Компании из разных отраслей также объявили о готовности оказать финансовую поддержку пострадавшим и семьям погибших.
Ряд крупных ритейлеров обещают передать на эти цели часть дневной выручки: об этом сообщили, в частности, в группе «М.Видео-Эльдорадо», Fix Price, «Вкусвилле», «Азбуке вкуса». Механизм распределения и объем выделенных средств в компаниях не уточняют.
Дневную прибыль на специальный благотворительный счет Российского Красного Креста, занимающегося поддержкой пострадавших в ходе теракта, решили отправить рестораторы. Об этом сообщили команды, развивающие заведения Boston, Torro Grill и Magnun.
«Вкусно — и точка», «Самокат» и «Кухня на районе» обеспечивали едой и напитками доноров, которые в эти выходные стояли в очереди в московских центрах переливания крови.
Поддержку родственникам пострадавших предложили транспортные компании.
Так, «Аэроэкспресс» компенсировал стоимость проезда на своих поездах и экспресс-автобусах 22–24 марта. В ОАО РЖД объявили о бесплатной перевозке родственников пострадавших и погибших в Москву и из Москвы. Также монополия безвозмездно примет пострадавших в свои реабилитационные центры сети «РЖД-Медицина» для организации полного комплекса восстановительных процедур.
Авиакомпании, в том числе «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», Red Wings, Nordwind и Smartavia, также сообщили о готовности бесплатно перевезти на рейсах в Москву и из Москвы пострадавших, их родственников и близких. В Smartavia уточнили, что обращений пока не поступало, о том же говорят в другой авиакомпании. Однако в S7 говорят, что «обращения есть и по ним оформляются билеты».
«Аэроэкспресс» также объявил о возврате денег за купленные билеты пассажирам, чьи планы изменились в связи с трагедией. В ОАО РЖД предложили до 26 марта включительно всем пассажирам бесплатный возврат билетов. Так же поступил и «Гранд Сервис Экспресс» (оператор поездов дальнего следования в сообщении с Крымом).
«Аэрофлот» сообщил, что все пассажиры смогут до 25 марта включительно переоформить билеты на три ближайших дня от исходной даты вылета или полностью вернуть деньги в случае вынужденного возврата.
В авиакомпаниях не уточняют, насколько активно граждане отказываются от поездок. В ОАО РЖД сообщили, что «был единовременный всплеск в субботу, рост возвратов более чем вдвое, но сейчас ситуация стабилизировалась, билеты сдают в обычном режиме».