Перелеты набивают цену

Почему меняется стоимость авиабилетов

Цены на авиаперелеты в начале этого года резко выросли. В январе билеты на самолет были в среднем на треть дороже, чем в том месяце 2023 года. А в феврале их стоимость была выше уже на 40%. Такие данные Росстата приводит РБК. Средняя цена перелета в феврале в экономклассе превысила 7 тыс. руб. в расчете на тысячу километров. И это практически соответствует стоимости в пик сезона 2023 года, который пришелся на июль.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Похожую динамику фиксируют и агрегаторы, отметила представитель пресс-службы «Яндекс Путешествий» Дарья Шулик. Однако по некоторым направлениям цены снизились, говорит собеседник “Ъ FM”: «В январе рост стоимости в 2024-м к 2023 году составил плюс 23%, а в феврале — плюс 34%. На стоимость перелета по конкретному направлению влияет и множество факторов — от изменений в расписании перевозчиков до каких-то локальных событий, которые могли спровоцировать повышенный спрос. До 2022 года был длительный период, когда стоимость авиабилетов или дешевела или оставалась почти неизменной.

В данных по февралю мы видим, что сильнее всего подорожали перелеты в обе стороны до Благовещенска, Оренбурга и Калининграда. Стоимость авиабилета до Владикавказа и обратно снизилась на 22%. А цена за перелет до Нижнего Новгорода, Кемерово, Владивостока и Сыктывкара почти не изменилась год к году».

Зафиксированный скачок цен на перелеты оказался рекордным минимум с 2008-го, отмечает РБК. Вероятно, это произошло из-за эффекта низкой базы. В прошлом году перевозчики получали субсидии, и могли держать относительно низкую стоимость, считает главный редактор портала для пассажиров frequentflyers.ru Илья Шатилин: «В начале 2023 года еще действовали субсидии в поддержку авиакомпаний, и поэтому для пассажира билеты были намного дешевле. Авиакомпании устраивали распродажи, стремясь привлечь пассажира, чтобы освоить эти субсидии, потому что они выдавались именно по количеству перевезенных людей. Соответственно, из-за этого цены в сравнении с началом 2024 года были заметно ниже.

Дальнейший рост цен будет связан в первую очередь с инфляцией, потому что других факторов я не наблюдаю. Если цена начинает расти, то спрос падает. Именно этот факт не позволит ценам значительно вырасти. Опять же можно, наверное, вспомнить о том, что если раньше на международных направлениях билеты были очень дорогими из-за превышения спроса над предложением, то теперь предложение выросло, и международные направления перестали быть прямо "дойной коровой", которая могла компенсировать низкие цены на внутренних направлениях. И теперь внутренние направления тоже приближаются к рыночным ценам».

По словам министра транспорта Виталия Савельева, в 2023 году авиакомпании получили почти 60 млрд руб. субсидий, 25 из которых пошли на перевозку пассажиров. Они были выделены с ноября 2022 по март 2023 года, в низкий зимний сезон.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента