«На каждый вид платежных инструментов найдется свой клиент»
О настоящем и будущем рынка платежей в России
Финансовый рынок в последние годы стремительно меняется: международные платежные системы ушли, СБП конкурирует с «Миром», маркетплейсы конкурируют с банками, а на горизонте — цифровой рубль. О том, как меняется ландшафт рынка платежей и как мы будем расплачиваться в будущем, “Ъ” рассказал вице-президент, заместитель директора департамента платежных систем «Тинькофф» Сергей Хромов.
«Несколько платежных систем априори лучше, чем одна»
— Несколько лет назад все начали строить экосистемы: банки, маркетплейсы, мобильные операторы. Они постепенно растут, выходя по сервисам в новые ниши. Не получится ли так, что в результате на рынке останется одна экосистема?
— Я думаю, что монополии не будет. Скорее, разные экосистемы будут дополнять друг друга: у кого-то исторически лучше финансовые услуги, у кого-то — медиаконтент. Несмотря на вечную борьбу за клиента, надо признать, что все клиенты уже 300 раз попробовали все и знают, у кого какие сильные и слабые стороны, и еще 300 раз пройдут по этому кругу. Где клиент задержится — это вопрос в первую очередь к удобству сервиса и интерфейсу, потому что интерфейс — это точка касания, через которую дальше строится взаимодействие с клиентом.
По моему мнению, наиболее перспективная модель — это партнерство между экосистемами. И такие примеры уже есть. К примеру, «Тинькофф Касса» как сервис для приема платежей уже открыла свою экосистему для других способов оплаты: SberPay, СБП, «Мир Pay» и т. д. В дальнейшем список будет расширяться, ведь для нас важнее удобство клиента.
— Если взять такую синергию платежных сервисов и партнерство крупнейших банков, может это вырасти в платежную систему, альтернативную «Миру» и СБП?
— С уходом Visa и Mastercard осталась, по сути, одна платежная система — Национальная система платежных карт (НСПК), которая и «Мир», и СБП. Ее доля на рынке к концу 2023 года превысила 50%. К концу 2024 года, по нашим оценкам, доля составит порядка 70%. Но, как известно, двигатель развития — это конкуренция, борьба: она стимулирует нас делать лучше продукты, лучше сервис, изобретать новое. С этой точки зрения наличие нескольких платежных систем априори лучше, чем одна. В том числе это и вопрос безопасности платежной инфраструктуры страны, когда, как в пословице, не все яйца лежат в одной корзинке.
Крупные банки уже достаточно давно обсуждают эту идею. Понятно, что это очень большая история, которая требует огромных инвестиций, как финансовых, так и людских, поэтому для начала, чтобы протестировать свои гипотезы, понять, как мы можем дальше двигаться и выстраивать большую систему, надо начать с малого. У многих крупных банков есть Pay-сервисы — вот ими мы пока и решили обменяться. Сегодня в магазинах, принимающих оплату по QR-кодам «Сбера», доступна оплата через Tinkoff Pay и Alfa Pay. Соответственно, в ближайшее время в наших терминалах тоже появится возможность платить через Tinkoff Pay, а также другие сервисы — SberPay и Alfa Pay. Подобные шаги мы ждем и от других банков.
Очевидно, что альтернативная платежная система нужна. Мы не просим денег у государства на ее строительство, но начинать стройку века, не до конца понимая элементарные технические вопросы, тоже не вариант. Мы коммерческие организации — мы сначала тестируем, смотрим, учимся и двигаемся постепенно.
— Могут ли маркетплейсы поучаствовать в создании этой альтернативной платежной системы?
— В России традиционно самый сильный финтех в мире. И я рад и горд за нашу страну, потому что у нас столько компаний, которые развивают финтех.
Wildberries, Ozon и «Яндекс» купили собственные банки, ищут какие-то точки развития финансовых сервисов, и это круто. Поэтому альтернативная платежная система вполне может быть открытой — подключиться к ней смогут все, кто считает это необходимым: любой банк или не банк. Но, как у любой платежной системы, у нее должны быть правила, стандарты, которые еще только предстоит разработать. И участники этой платежной системы должны будут соответствовать этим стандартам.
«Новая технология требует времени»
— Вы считаете, что эта платежная система должна быть карточной?
— Нет. Если говорить про Pay-сервисы, к примеру Tinkoff Pay, то они осуществляют оплату прямо со счета.
Ведь карта — это всего лишь ключ доступа к счету. Этим ключом может быть все, что угодно, например QR-код, лицо, отпечаток пальца, голос.
То есть различные варианты аутентификации, которые позволяют четко и понятно идентифицировать владельца.
— Вы верите в биометрию как способ оплаты?
— На горизонте пяти лет она станет вполне привычным явлением. Этого времени должно хватить, чтобы решить как технологические, так и психологические проблемы. Если говорить о технологических вопросах, то один из основных — это скорость, с которой ЕБС (Единая биометрическая система) будет передавать данные. Эта скорость должна быть не просто высокой, а очень высокой. Сомневаюсь, что в момент платежа в магазине я буду стоять 7–10 минут и ждать, когда система обработает данные и подтвердит сходство. Важно также учитывать, что с распространением биометрии вырастут нагрузки на техническую инфраструктуру, и игроки рынка должны к этому быть готовы.
Второй момент — психологический. Хотя большинство пользователей современных смартфонов свою биометрию уже сдали, причем в различных Face ID: от Apple или Google, то есть не российским сервисам, тем не менее именно в ЕБС люди боятся утечек. Надо показать, что это надежно, и постепенно люди начнут привыкать к этой мысли. К примеру, есть совсем простые решения, которые на стороне самого клиента, такие как лимит покупки. Например, можно совершить операцию до 3 тыс. руб. без подтверждения, а для более крупной покупки надо ввести пин-код. При оплате по биометрии тоже можно ввести такой лимит. Мы, собственно, сейчас такой вариант и тестируем.
Люди карточек не боятся, потому что у них уже лет 10–15 как все зарплаты, пенсии, пособия приходят на карточку. Они уже научились не снимать все деньги в банкомате в день зарплаты, а платить карточками — это привычный способ оплаты.
Лет 12 назад мы сделали первую карту с NFC и также учили людей, что безопасно не вставлять карточку в банкомат, а просто приложить ее. Относительно недавно появились Pay-сервисы. К примеру, сервис Tinkoff Pay существует почти два года, и сейчас им пользуются миллионы людей в стране.
По нашим оценкам, сейчас каждая десятая оплата — в онлайне и офлайне — проходит с помощью альтернативных способов оплаты, включая Pay-сервисы разных банков. К началу 2025 года доля таких оплат увеличится почти в два раза — до 19%. При этом в онлайне доля Pay-сервисов составит до 30% от общего числа трансакций.
То есть любой новый платежный метод, любая новая технология требуют времени на раскачку, на изучение, на вырабатывание привычки. Это абсолютно нормальный, естественный путь.
— Биометрия — это просто способ аутентификации, а в плане платежного сервиса СБП победит карточки?
— И СБП, и Pay-сервисы банков, и карты — каждый, на мой взгляд, займет свою нишу. На каждый вид платежных инструментов найдется свой клиент, которому он будет удобнее, выгоднее, проще.
— Сегодня магазины часто просят покупателей платить через СБП: для них это выгоднее, и деньги моментально приходят на счет предприятия. Стоит ли стимулировать такую оплату бонусами?
— Комиссии в СБП для торговых точек могут действительно быть ниже, но никогда не видел скидок для покупателя при оплате этим способом. Вопрос тут в том, что магазины должны быть сами заинтересованы предоставить своим покупателям разнообразные способы оплаты, в том числе те, которые будут выгодны клиентам, по которым они, например, смогут получить кэшбэк.
А что касается начисления средств на счет, то далеко не все магазины готовы принимать каждый платеж отдельным траншем. Бухгалтерия не будет рада, если ей за сутки прилетает десятки тысяч трансакций вместо одной. Но есть решения, как это автоматизировать — «Тинькофф Касса», к примеру, прорабатывает сейчас возможность оформления единого возмещения по СБП. Это позволит уменьшить операционные расходы компаний.
В целом повторю свою мысль: любой платежный метод в той или иной степени найдет своего клиента и займет свою нишу. Выбирать все равно будет клиент в зависимости от своих предпочтений и даже жизненных ситуаций: карты, СБП или Pay-сервисы банков.
«Мы поддерживаем идею создания единого QR-кода»
— То есть банковские Pay-сервисы вы рассматриваете как третий способ оплаты, альтернативный карточкам и СБП?
— Конечно. Для меня идеальная картина мира, когда не важно, какой метод оплаты выберет покупатель, главное, чтобы он мог быстро и безопасно оплатить покупку.
Поэтому «Тинькофф Касса» предлагает почти все методы оплаты — как в офлайне, так и в онлайне. Ведь самое главное с точки зрения торговой точки — это конверсия. Предприниматель вложился в маркетинг, заказал рекламу, привлек клиента, и, если он его теряет на этапе оплаты, это самый плохой сценарий. И, к сожалению, нередкий: в среднем по рынку доля успешных операций по оплате картами в онлайн-магазинах составляет 81%. Поэтому мы делаем все, чтобы такого сценария не допустить. К примеру, конверсия по Tinkoff Pay — 99%.
— Есть технология, когда QR генерирует не продавец, а покупатель на своем смартфоне — у такого сценария есть перспективы?
— Это хороший вариант, и многим он привычен — только пока не в платежном сценарии: электронные билеты на различные мероприятия, как правило, загружаются в телефон в виде QR-кода. Все этим вариантом хоть раз да пользовались.
Более того, таким образом можно платить, даже если магазин где-то в подвале и там интернет не ловит, потому что, в отличие от сценария со считыванием QR-кода, для того, чтобы сгенерировать его на смартфоне, интернет не нужен. А у торговой точки интернет есть, и, как правило, он проводной.
Есть только одно «но»: нужна инфраструктура, которая считывает QR-код. И требуется оборудовать такой инфраструктурой все кассы, чтобы метод заработал в реальном, а не тестовом режиме.
По России придется заменить примерно 4 млн терминалов — это десятки миллиардов рублей. То есть вариант с QR-кодом, сгенерированным покупателем, полетит, только когда бОльшая часть касс будет оборудована камерами.
— Что вы думаете про единый QR?
— Мы поддерживаем идею создания единого QR-кода. На наш взгляд, это, во-первых, было бы удобно для банков-эмитентов, не потребовало бы от них серьезных технических доработок, поскольку единственное необходимое оборудование — это эквайринговый терминал.
Кроме того, единый QR не путал бы самих покупателей и, по сути, являлся бы для них ключом к различным способам оплаты любых банков.
При этом наше видение в том, что поддерживать этот единый QR и устанавливать правила игры следует не НСПК, а ассоциации банков. Так будет достигнут паритет и равноправие между всеми участниками рынка, чтобы этот QR-код, этот ключ к различным способам оплаты был действительно единым.
— Как цифровой рубль, который должен запуститься в 2025 году, изменит платежный ландшафт в нашей стране?
— В ближайшие лет пять, на мой взгляд, никак не изменит. Это достаточно тяжелый продукт для восприятия населением. И в нем пока нет привычных для покупателей бонусов, то есть с покупок, оплаченных цифровым рублем, пока не предполагается никакого кэшбэка.
Человеку надо открыть кошелек, пройти определенную процедуру, потерять время — и для чего? Потом человека должны научить пользоваться этим кошельком: получать на него деньги, отправлять с него деньги, не путать цифровые рубли с безналичными.
У всех юрлиц должны появиться свои кошельки, они должны наладить учет и так далее. Мы сейчас это все тестируем, но в процессе многое меняется: подходы, требования к интерфейсу. Поэтому такому продукту нужно время для адаптации.
— Сейчас к тестированию присоединяется вторая волна банков — для чего?
— Первая волна банков прошла достаточно сложный путь, и мы были активными участниками этого процесса с самого начала. С тех пор все поменялось: вся внутренняя технологическая платформа — сейчас она уже другая. Вторая волна банков заходит на более или менее готовое решение. То есть здесь уже идет расширение числа участников, масштабирование процессов, шлифовка.
— К 2025 году успеют отшлифовать?
— Все идет постепенно. Не знаю, все ли успеют, потому что у банков сейчас достаточно большая нагрузка во многих инфраструктурных вопросах. Но мы все двигаемся в ту сторону.