Роботы ведут в профессию
Как в Нижегородской области развивают раннюю профориентацию
В Нижегородской области исторически сильны конструкторские школы: на предприятиях в машиностроении, судостроении, атомной промышленности работают команды федерального уровня компетенций. Сегодня им нужны инженеры новой формации: креативные и мотивированные. Поэтому работодатели начинают раннюю профориентацию в школах, создают профильные классы и поддерживают техническое творчество. «Транспорт будущего» изучил, как в регионе работают над популяризацией инженерного дела и технических специальностей на уровне школьного и дополнительного образования.
По информации Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, интерес к техническому образованию как наиболее перспективному растет. Если в 2014 году только 34% родителей хотели бы видеть инженером своего сына и 24% — дочь, то в 2020-м — уже 63 и 52% соответственно. Результаты прошлогодних исследований еще более оптимистичны: по данным всероссийского опроса ВЦИОМ, опубликованным в июле 2023 года, две трети респондентов в возрасте 18–55 лет (65%) отнесли профессию инженера к престижным, причем среди молодежи в возрасте 18–24 лет так считали больше половины (56%) опрошенных.
Нижегородская статистика это подтверждает. По данным министерства образования и науки Нижегородской области, количество абитуриентов, принятых в региональные вузы по направлениям укрупненной группы «Инженерное дело, технологии и технические науки», за пять лет выросло почти на треть: если в 2019 году их было 3,8 тыс., то в прошлом году — уже более 5 тыс.
Классная профориентация
В областном минобре говорят, что постоянно работают над тем, чтобы все больше старшеклассников выбирали ЕГЭ по физике и математике: «В регионе разработан план мероприятий по развитию инженерного образования и по популяризации указанных учебных предметов». В программу включены школы, организации дополнительного образования, а также техникумы и вузы.
«В 2024-2025 учебном году для школьников организуют экскурсии на современные высокотехнологичные промышленные предприятия, различные фестивали и конкурсы инженерной направленности, инженерные каникулы. Кроме того, планируется реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для учителей физики и математики, а также педагогов, работающих в профильных инженерных классах», — рассказывают в министерстве.
Сеть профильных классов в нижегородских школах в последние годы активно расширяется. Сейчас, по данным регионального минобра, в области действует более 600 классов, ориентированных на различные профессии, в том числе инженерного, транспортного, IT-профилей: «Почти каждый профиль включает несколько различных направлений, это позволяет школьникам подготовиться к освоению широкого круга профессий. Например, в инженерный профиль объединены инженерно-технологический, инженерно-строительный, инженерно-конструкторский, инженерно-научный, энергетический, металлургический и агротехнологический классы».
Дополнительная мотивация
Растет и сеть кружков дополнительного образования, ориентированного на технические специальности. В регионе открыто четыре детских технопарка: «Кванториум Бор», «Кванториум Саров», «Кванториум Нижний Новгород» и «Кванториум ГАЗ». Кроме того, есть два «Кванториума» при школах — на базе школы № 9 Нижнего Новгорода и кстовской средней школы № 8 с углубленным изучением отдельных предметов, а также три мобильных «Кванториума» на базе автомобилей «Газель Next» с прицепом и «Газон Next»: эти передвижные лаборатории регулярно выезжают в отдаленные муниципалитеты области.
Занятия в «Кванториумах» рассчитаны на детей 7–14 лет и разделены на так называемые квантумы, или направления: «Автоквантум», «Промробоквантум», «Хайтек», «Промдизайнквантум», «DATA-квантум», «VR/AR-квантум» и другие. Ребята занимаются робототехникой и написанием мобильных приложений, моделируют виртуальную реальность, программируют квадрокоптеры и расследуют киберпреступления.
Дети занимаются в «Кванториумах» бесплатно: можно последовательно пройти все квантумы, каждый из которых рассчитан на учебный год. За деньги можно приобрести дополнительные программы, вне квантумов: например, пройти курс программирования в Scratch или научиться создавать мобильные приложения.
По данным минобра, в 2023 году в «Кванториумах» занимались более 9 тыс. ребят, а в мероприятиях технопарков приняли участие более 40 тыс. детей.
Инициативы работодателей
В популяризации инженерного дела заинтересованы промышленные предприятия. По информации ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, в последние два года спрос на высококвалифицированных инженеров по сравнению с 2010 годом в стране вырос почти втрое: если тогда предприятиям требовалось 29,9 тыс. таких работников, то в 2022-м — 79,8 тыс. Чтобы компенсировать дефицит, работодатели развивают собственные образовательные проекты с вузами а также, занимаются ранней профориентацией детей.
Так, свой «Кванториум» развивает автозавод. Кроме того, при его Академии современных технологий автомобилестроения им. А. Н. Моисеева создан «Техноспейс» для старшеклассников. По словам директора академии Галины Бирюковой, сейчас в этих центрах дополнительного образования занимаются около 600 ребят, за несколько лет с момента открытия площадок цифра увеличилась: «Программы центров очень востребованы: набор на некоторые курсы закрывается в течение нескольких минут».
Директор по персоналу автозавода Елена Марштупа отмечает, что профессиональная ориентация начинается уже в дошкольном возрасте: «Если заинтересовать ребят техникой в игровой форме, это затягивает: многие из них видят в этом смысл своей будущей профессии. Мы в этом убеждаемся каждый год, когда выпускники наших технопарков поступают в технические вузы, а потом приходят к нам на работу и сами становятся наставниками юных робототехников».
Свой «Кванториум» в 2025 году планирует открыть и Горьковская железная дорога — филиал АО «Российские железные дороги». В новом здании на станции Родина Детской железной дороги появятся оборудованные учебные классы, а также многофункциональные лаборатории и универсальный спортивный зал. В прошлом году на Детской железной дороге (ДЖД) занимались порядка 2 тыс. ребят. По данным компании, почти 70% выпускников ДЖД планируют поступить в профильные железнодорожные вузы и техникумы уже этим летом.
Начальник Горьковской железной дороги Сергей Дорофеевский говорит, что компания «уделяет повышенное внимание профориентации и дополнительному образованию»: «Мы систематически организуем и проводим различные практико-ориентированные занятия, профессиональные мастер-классы, тематические конкурсы и информационно-мотивирующие встречи школьников с работниками магистрали. В прошлом году ГЖД уже смогла успешно интегрировать Центр технического творчества Детской железной дороги в систему нижегородских соседских центров #вМесте. Абсолютно уверен, что строительство „железнодорожного Кванториума“ поможет ребятам расширить возможности получения знаний и навыков, которые будут им помогать в формировании будущего профессионального пути».
Еще один формат ранней профориентации — фестивали технического творчества. Автозавод одним из первых в стране, еще в 2009 году, начал проводить «Робофест», а с 2010 года — «Робокросс» с полевыми испытаниями роботов. В этом году «Робофест» проходил в формате масштабной олимпиады школьников, которая охватила десятки регионов страны. В Нижнем Новгороде региональный этап проходил в конце января в рамках «Технофеста» — еще одного большого фестиваля, который автозавод организовал на базе своей корпоративной академии вместе с минобром. Фестиваль собрал около 400 участников, от четырех до 22 лет. Они соревновались и в теории, и в практике: конструировали и программировали роботов, защищали проекты, в том числе нацеленные на решение конкретных производственных задач предприятий. «Фестиваль имеет большое значение, поскольку с каждым годом робототехникой начинает заниматься все больше детей разных возрастов: от воспитанников детского сада до учащихся вузов. Интерес к подобным масштабным состязаниям также ежегодно возрастает», — комментируют в министерстве образования.