Сигнал пошел в обход
Могут ли терминалы Starlink работать в России
Bloomberg узнал о контрабанде терминалов Starlink по всему миру. Собеседники агентства утверждают, что спутниковой связью от компании SpaceX пользуются в Йемене, Судане и Венесуэле. Устройства регистрируются в соседних странах, где Starlink работает официально. При этом, как выяснил “Ъ FM”, купить терминал можно и в России. Он обойдется примерно в 200-250 тыс. руб. Но будет ли американская спутниковая связь работать в стране? И насколько рискованы поставки этого оборудования? Об этом — Владислав Викторов.
В феврале 2024-го Илону Маску уже приходилось лично оправдываться из-за того, что терминалы Starlink якобы поступают в Россию. Как писали тогда западные СМИ, их активно используют российские военные в ходе боевых действий на Украине. Но Маск заявлял, что это «категорически неверно», и ни один Starlink прямо или косвенно Москве не продавали. Теперь агентство Bloomberg выяснило, что существует настоящий черный рынок этого оборудования.
Например, в Йемене его активно используют для деловой и личной коммуникации, а также в Судане, где терминалы числятся зарегистрированными в Дубае. Причем поступают они из Уганды, куда их поставляют самолетами, а затем везут на машине через Южный Судан. Нашлись терминалы Starlink и в России. Причем сами площадки обещают помочь заключить американский контракт, чтобы пользоваться связью за 10 тыс. руб. в месяц. Но когда “Ъ FM” позвонил одному из продавцов, там сообщили, что в центральной части страны терминалы работать не будут:
«Они предназначены не для России, а исключительно для СВО. На территории страны никогда не было и нет спутников Starlink, это подсанкционная продукция. И, пролетая над территорией, они огибают Россию».
В Минобороны слухи об использовании оборудования SpaceX не комментировали. А в Кремле заявляли, что официально Starlink в Россию не поставляется и здесь не используется. Но для Москвы — это действительно бесполезное оборудование, поскольку у SpaceX нет договоренности с властями об оказании услуг связи, если только руководство компании не закрывает глаза на собственные правила, отмечает аналитик проекта abloud62 Алексей Бойко: «Официально Starlink не должен оказывать услуг клиентам, находящимся на российской территории.
И, в принципе, антенные решетки, используемые на спутниках, позволяют достаточно точно видеть геометку. И если эта метка точно находится не в пределах границы, можно просто не оказывать услуги. А делает это компания или нет, уже вопрос к SpaceX. Будет ли его кто-то задавать, я не знаю».
При этом, поставляя терминалы Starlink в Россию, компании сильно рискуют, отмечают юристы. Поскольку Москва находится под американскими санкциями, то импортерам может грозить уголовная ответственность на территории США либо вторичные санкции, говорит партнер адвокатского бюро NSP Илья Рачков: «Это касается лиц из тех государств, до которых американцы могут дотянуться, как уже неоднократно было с нашими гражданами, выезжавшими в Грецию, на Мальдивские острова и так далее.
Компании-посредники, лица, которые ими владеют, и их директора — это круг потенциальных жертв американского санкционного режима. Там, как правило, речь идет не о лишении свободы, а о том, чтобы при помощи уголовного права добиться, чтобы люди раскрыли свои каналы, и, конечно, за этими физическими лицами американцы, скорее всего, будут следить более пристально».
К слову, из-за сообщений о незаконной продаже терминалов Starlink проблемы могут возникнуть и у самой SpaceX, говорят эксперты. По правилам, при реализации оборудования компания должна предусмотреть в контракте запрет на поставки в третьи страны. И если американские власти решат отреагировать на публикации СМИ, то Илону Маску придется доказывать, что он ничего не знал о существовании черного рынка терминалов Starlink.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".