Смерть им к лицу
В Думе обсудили варианты возвращения высшей меры наказания для террористов
Первое после теракта в «Крокус Сити Холле» пленарное заседание Госдумы во вторник началось с минуты молчания в память о погибших и продолжилось обсуждением способов предотвращения подобных трагедий в будущем. Одним из них, по мнению ряда депутатов, является отмена введенного Конституционным судом (КС) моратория на смертную казнь, для возвращения которой парламентарии предложили сразу несколько вариантов. Источники “Ъ”, близкие к администрации президента, пока расценивают развернувшееся обсуждение лишь как дискуссию или попытку «бежать впереди паровоза».
Заочную дискуссию о целесообразности возвращения смертной казни депутаты начали еще в выходные (см. “Ъ” от 25 марта), а во вторник продолжили ее на пленарном заседании.
«Мораторий, который мы установили на смертную казнь в связи со вступлением в Совет Европы в 1996 году, должен быть прерван»,— заявил лидер ЛДПР Леонид Слуцкий, напомнив, что из этой структуры Россия вышла. «Прав абсолютно Леонид Эдуардович: необходимо пересмотреть наш подход к отсутствию смертной казни для террористов»,— поддержал идею лидер «Справедливой России — За правду» Сергей Миронов и с ходу посоветовал многоступенчатую систему утверждения подобных приговоров, призванную оградить от судебных ошибок. Для преодоления юридических преград справоросс предложил провести по этому вопросу референдум уже в предстоящий единый день голосования 8 сентября.
На выступления лидеров фракций тут же отреагировал спикер Думы Вячеслав Володин. «Насколько знаю, у нас и в Конституции, и в уголовном законодательстве никто смертную казнь не отменял,— рассуждал он.— Есть решение КС, который отложил вынесение такого приговора. Поэтому не надо никаких референдумов, достаточно решения КС». Прояснить этот вопрос господин Володин попросил главу комитета Думы по госстроительству Павла Крашенинникова (ЕР).
«Глобальное решение нужно все-таки на холодную голову принимать»,— подчеркнул единоросс. По его словам, сейчас есть «два моратория» — КС и президента, а также протокол «относительно отмены смертной казни», который Дума не денонсировала. «Есть еще много вопросов, которые нужно решать,— отметил глава комитета.— Поэтому мы готовы собираться, анализировать, смотреть законопроекты».
«Любые решения нужно принимать, безусловно, на холодную голову»,— согласился господин Володин. Но поскольку тема широко обсуждается, депутаты должны разъяснить своим избирателям, от кого зависит принятие решения, добавил он. «На сегодняшний день действует решение КС, которое откладывает реализацию этих норм, так, Павел Владимирович?» — снова обратился он к главе профильного комитета.
«Решение КС основано на действующем законодательстве, на нормах международного права,— ответил Павел Крашенинников.— Они не просто захотели или не захотели, оно обоснованно, и я лично считаю, что нам нужно им руководствоваться».
«Мы говорим не о нашей личной позиции, а о том, что есть принятые решения»,— уточнил Вячеслав Володин, предложив Думе все эти решения проанализировать. «Постановление КС, вы правильно говорите, принято во исполнение международных обязательств перед Советом Европы. Мы с вами вышли из Совета Европы, так? Поэтому тема требует обсуждения»,— заявил спикер и дал слово первому зампреду комитета по госстроительству Юрию Синельщикову (КПРФ).
Коммунист предложил коллегам иной взгляд на проблему. По его мнению, «никакого моратория у нас нет», поскольку в 1999 году КС вводил его до создания судов присяжных во всех субъектах. «Но есть решение КС от 2009 года»,— заметил спикер. «Определение КС от 2009 года никакой нагрузки не несет, там лишь декларации, оно ничего не приостанавливает,— возразил господин Синельщиков.— Постановление 1999 года приостанавливало, но теперь оно не действует». Решений о том, чтобы признать неконституционными «расстрельные» статьи УК, КС не выносил, подчеркнул депутат: «Надо обратиться к президенту с тем, чтобы закон выполнялся и смертная казнь применялась, коль скоро это в законе есть».
История и современность
Первые решения по поводу смертной казни, о которых говорили депутаты, были приняты еще в конце 1990-х годов. Присоединившись в 1998 году к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Россия взяла обязательство ввести мораторий на смертную казнь, а в течение трех лет после подписания конвенции запретить ее, ратифицировав Протокол №6. Проект закона о его ратификации был внесен в Думу президентом Борисом Ельциным в 1999 году одновременно с законопроектом об упразднении смертной казни, однако депутаты отказались его одобрить и приняли встречное обращение к президенту о преждевременности ратификации протокола.
Поэтому формально смертная казнь в России все еще не отменена, а в Конституции говорится лишь, что эта мера «впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». Смертная казнь также сохранена в Уголовном (ст. 59) и Уголовно-исполнительном (гл. 23) кодексах. Запрет на ее применение опирается исключительно на мораторий, который КС ввел своим постановлением от 2 февраля 1999 года, сославшись на отсутствие надлежащих процессуальных гарантий до введения суда присяжных во всех регионах.
В 2009 году, когда эти суды наконец заработали везде, КС пришлось — уже по инициативе Верховного суда — вернуться к этому вопросу и разъяснить, что «в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого <…> происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни».
В связи с этим глава комитета Совета федерации по госстроительству Андрей Клишас во вторник призвал коллег «не заниматься спекуляциями», а желающих разобраться в вопросе отослал к лекции председателя КС Валерия Зорькина на Петербургском международном юридическом форуме в 2022 году. Тогда господин Зорькин уверенно заявил, что «в силу требований ныне действующей Конституции единственно приемлемый для этого (возвращения смертной казни.— “Ъ”) способ — это принятие новой Конституции».
Иным путем — ни парламентским законом, ни референдумом, ни даже отдельной поправкой к Конституции — сделать это невозможно, подчеркнул глава КС.
Правда, годом ранее в своей книге «Конституционное правосудие: процедура и смысл» (.pdf) Валерий Зорькин отмечал, что введение моратория на казнь стало уступкой ценностям, которые российскому национальному правосознанию несвойственны. «То обстоятельство, что КС принял решение, делающее невозможным применение смертной казни в России на данном историческом этапе ее развития, не исключает возможности возврата к этой мере наказания в будущем»,— предупреждал он. «Здесь многое зависит от общей правовой ситуации в стране, от того, насколько далеко мы сможем продвинуться в деле создания того прочного, уверенного в себе правопорядка, который позволит удержать сделанную нами уступку, отход от требований правового принципа равенства»,— рассуждал господин Зорькин.
Сам КС во вторник воздержался от комментария по теме смертной казни, «поскольку в контексте обсуждения данной проблемы в сегодняшней ситуации вопрос может стать предметом рассмотрения КС», объяснили ТАСС в пресс-службе суда. Напомним, по закону обратиться в КС с запросом в порядке абстрактного нормоконтроля (то есть не в связи с конкретным делом) вправе президент, одна из палат парламента (либо не менее 1/5 депутатов или сенаторов), правительство РФ, Верховный суд и органы законодательной и исполнительной власти регионов.
Сигналы и оценки
Впрочем, дойдет ли дело до реального запроса в КС, пока неясно. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков накануне заявил журналистам, что Кремль «в настоящий момент не принимает участия в этой дискуссии». А замсекретаря генсовета ЕР, глава ее исполкома и депутат Госдумы Александр Сидякин сказал “Ъ”, что, по его личному мнению, введение смертной казни для террористов было бы, наоборот, более мягким решением в сравнении с текущими санкциями. «Пожизненное заключение — гораздо более суровое для них наказание. Тем более что террористы, которые совершают такого рода акт, и так, как правило, умирают достаточно быстро — по разного рода естественным причинам»,— пояснил он.
Источники “Ъ”, близкие к администрации президента (АП) и руководству ЕР, склонны считать обсуждение вопроса о моратории на смертную казнь обычной дискуссией и не имеют информации о том, что где-то в верхних эшелонах власти эта тема обсуждается всерьез. «Это один из вечных вопросов, которые любят поднимать некоторые политики»,— отмечает один из собеседников “Ъ”. «Мне кажется, что некоторые бегут впереди паровоза»,— добавляет источник в АП, а на уточняющий вопрос “Ъ”, «куда же движется паровоз», отвечает, что «сигналов» к отмене моратория или даже к началу дискуссии по этому поводу он не слышал.
В большинстве своем собеседники “Ъ” апеллируют именно к позиции Андрея Клишаса и подчеркивают, что подобные решения надо принимать «на трезвую голову».
Напомним, что этот сенатор является одним из главных авторов поправок к Конституции 2020 года, а его мнение по ключевым вопросам законодательства считается весомым и соответствующим позиции Кремля. Хотя некоторые источники “Ъ” все же допускают, что может иметь место «прощупывание мнения общества». «Сигналов о том, чтобы вести эту дискуссию, не было. Но и сигналов прекращать ее не поступает. В обществе запрос есть. Поэтому того, что тема прорабатывается, исключать нельзя»,— поясняет осведомленный источник, близкий к АП. Он не исключает, что власти могут провести опрос по этой теме и по его итогам принимать решение.
Опрошенные “Ъ” юристы уверены, что без участия КС вопрос о смертной казни решить невозможно. Из предложенных депутатами вариантов наименее реалистичным выглядит предложение Юрия Синельщикова, считает партнер консалтингового бюро Т&М Гарегин Митин: все-таки веденный КС мораторий на смертную казнь является безусловным препятствием к ее применению. Чтобы изменить ситуацию, кто-то должен обратиться в КС с запросом, а дальше все зависит от того, подтвердит ли суд свой мораторий, рассуждает эксперт. И тут вопрос, на что КС при этом сошлется, ведь предыдущее длительное неприменение казни было связано со вступлением России в Совет Европы, а эта мотивация больше не действует. Но если КС сохранит мораторий, то, чтобы его преодолеть, потребуется уже конституционная реформа, и, судя по нарастающему обсуждению, к этому все и идет, резюмирует господин Митин.
Бывший сенатор, партнер коллегии Pen & Paper Константин Добрынин согласен, что в этом «опасном споре» стоит признать юридическую правоту Андрея Клишаса. «Но мне не хочется верить, что государство готово допустить такую ошибку, как возврат смертной казни, и ради этого поменяет Конституцию,— признается эксперт.— Настоящие юристы должны сейчас находить убедительные слова для политиков, объясняя им, почему институт смертной казни опасен для цивилизованных обществ. Ведь смертная казнь неизбежно предполагает широкую судейскую дискрецию в сочетании с прочно укоренившимся сегодня обвинительным уклоном, когда судья, постановляющий приговор, может совершить непоправимую, исключительную ошибку и лишить человека жизни».
Дума проведет ревизию законов о безопасности и миграционной политике
В Госдуме создадут рабочую группу по анализу законодательства в сферах безопасности и миграционной политики, сообщил на пленарном заседании во вторник председатель нижней палаты Вячеслав Володин. Возглавит группу вице-спикер Ирина Яровая («Единая Россия»), а в ее состав войдут руководители профильных комитетов, в том числе единороссы Павел Крашенинников (комитет по госстроительству) и Василий Пискарев (по безопасности).
Заняться ревизией этих правовых норм рекомендовали в ходе обсуждения теракта в подмосковном «Крокус Сити Холле» руководители думских фракций. Так, лидер КПРФ Геннадий Зюганов отметил, что террор, как главное оружие глобалистов, вырастает на «нищете, безысходности» и «непродуманной миграционной политике». Лидер ЛДПР Леонид Слуцкий призвал коллег поддержать законопроект его партии «по ужесточению миграционного законодательства». «Террористы не говорили по-русски, как они попали в Россию, на каком основании?» — недоумевал политик. Глава «Справедливой России — За правду» Сергей Миронов предположил, что факт принадлежности террористов к «одной из среднеазиатских республик» не случаен и призван «вызывать негативную реакцию к представителям среднеазиатских стран». «Мы не должны на это вестись, но должны понимать, что нам нужно кардинально пересматривать миграционную политику»,— призвал справоросс. «Давайте еще раз уделим пристальное внимание мерам по адаптации мигрантов в России»,— согласился замглавы фракции «Новые люди» Никита Демин. Наконец, лидер фракции «Единая Россия» Владимир Васильев с призывами «навести порядок с миграционными процессами» согласился, но призвал коллег к вдумчивому подходу, упомянув среди прочего, что один из героев, помогавших эвакуировать людей из «Крокуса»,— сын родителей-мигрантов.
Обсудили депутаты и другие меры антитеррора, включая усиление защиты социально значимых и культурно-массовых объектов и совершенствование работы правоохранительных органов. «Вы не поставите охрану у каждого магазина, школы, зала, но вы обеспечьте иные формы безопасности и защиты»,— призывал, к примеру, Геннадий Зюганов. Никита Демин предложил «разгрузить» полицию, которая сейчас «разбирается с доносами, пересчитывает цвета в радуге, чтобы понять, запрещенная это организация или нет, а в реальности, когда есть серьезная угроза безопасности, каждый полицейский нужен в деле». А Леонид Слуцкий выступил за создание в рамках Росгвардии спецподразделения по обеспечению безопасности на массовых мероприятиях: «Люди в штатском (иначе они будут мишенями) должны в каждом помещении обеспечивать безопасность, и у них должно быть право открывать огонь по террористам».