«Современные подростки отличаются довольно слабым карьерным кругозором»
Сооснователь «Профилум» Виталий Алтухов — о том, как карьерная грамотность населения влияет на экономику страны
Профориентация за последние несколько лет прочно вошла в общественную повестку. О ее важности неоднократно заявлял президент, а в минувшем году в школах страны ввели единый стандарт обязательной профориентации — профминимум. Годом ранее в России запустился проект образовательной программы для колледжей «Профессионалитет», призванный насытить кадрами реальный сектор экономики. Сооснователь «Профилум» Виталий Алтухов рассказывает о том, почему именно профориентация подростков сейчас может оказать решающее влияние на развитие экономики РФ.
Роль квалифицированных кадров в современной экономике очень высока, причем важна не только их подготовка, но и трудоустройство по полученной специальности. По данным исследований ОЭСР, в разных странах издержки, вызванные несоответствием сферы занятости населения полученному образованию, могут достигать 1% ВВП. В частности, к ним относятся затраты на переобучение специалиста и снижение эффективности его работы, если он работает по профессии, которая ему не нравится или не подходит.
Современные подростки отличаются довольно слабым карьерным кругозором: по данным исследования PISA, в среднем они могут назвать около десяти профессий — как правило, это профессии их ближайшего окружения и те, о которых они узнают из интернета. Поэтому очень важно, что сейчас системная профориентация вводится на государственном уровне. Федеральная профориентация действительно помогает расширить карьерный кругозор молодежи, но она не всегда может раскрыть перед ней перспективы локального рынка труда. А без связи профориентационных программ со спецификой рынка труда и экономических задач на региональном уровне они не дают полного эффекта.
Дело в том, что структура дефицита кадров неравномерна по стране. Так, если в конкретном регионе приоритетная отрасль — добывающая промышленность, для ее развития важно, чтобы люди поступали в профильные учебные заведения и затем трудоустраивались по специальности. Для этого нужно не только наличие профильных образовательных учреждений, но и высокий уровень карьерной грамотности молодежи, то есть представление о том, как можно реализовать себя в регионе. Чтобы выбрать профильное образование в приоритетной для региона индустрии, современные школьники должны понимать, какие специалисты в этой отрасли востребованы, какие есть возможности для карьерного роста, уровень зарплат и образовательные предложения.
Регионам важно расширять знания населения о локальных возможностях и популяризировать дефицитные и стратегические отрасли — иначе они могут проигрывать крупным федеральным работодателям и центрам притяжения, поскольку карьера в крупном городе часто кажется для выпускников и абитуриентов более привлекательной. Это подтверждают и данные ВЦИОМа: около половины россиян готовы перемещаться по стране ради учебы и карьеры.
Локальная система образования должна работать в первую очередь на региональный кадровый потенциал. Но чтобы это случилось, необходимо развивать инициативы межведомственного взаимодействия, создавать решения для прогнозной аналитики рынка труда с учетом стратегии развития региона, которые помогут привести образовательное предложение в соответствие с ожидаемыми запросами экономики. Чтобы минимизировать отток молодежи из региона и обеспечить кадрами приоритетные отрасли, региону нужно понимать, каких профильных вузов, колледжей или программ переквалификации не хватает и как устранить этот разрыв. Наконец, важно развивать региональную карьерную грамотность, рассказывать молодежи о проектах, которые готовятся к реализации, например о строительстве предприятий, портов, дорог, об открытии вузов и так далее.
В некоторых регионах методология изучения регионального компонента профориентации уже выстроена, в других еще требует внедрения. И заниматься ей нужно еще со школы — в то время, когда молодые люди выбирают будущее направление обучения. Это позволит не только справиться с проблемой кадрового голода, но и предупредить ее развитие в будущем.