«И вы увидите: дефицит на рынке труда снизится»
Нехватка сотрудников в РФ может быть преувеличена
В последние полтора года российские работодатели регулярно заявляют о дефиците кадров, объясняя его влиянием как демографических, так и социальных факторов. Завлабораторией кадрового обеспечения экономического развития Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Дмитрий Чернейко предлагает свою версию истоков нынешней ситуации на рынке труда и прогнозирует, когда она изменится.
20–22 февраля прошел VIII Санкт-Петербургский международный форум труда. Форум собрал более 10 тыс. делегатов из 12 стран и более 80 регионов России. Основная тема форума в этом году — «Труд, занятость, человеческий капитал: новые сложности и новые решения» — обозначила новую сложность рынка труда. Причина дефицита на рынке труда заключается в том, что рынок труда за последнее время, за последние пять лет, стал на порядок сложнее, а система управления этим рынком, включая государственное регулирование, изменилась не в достаточной степени.
Откуда взялся дефицит? Резко поменялась структура занятости: из 74 млн занятых 9,5 млн — это самозанятые и более 30 млн — это малый и средний микробизнес (+8,5% к 2022 году). Таким образом, получается, что больше половины занятых в экономике России находятся по факту вне трудовых отношений, вне закона о занятости, вне Трудового кодекса. И их поведение гораздо сложнее поддается прогнозированию и регулированию.
Кроме того, рынок труда в России в течение порядка 200 лет имел колоссальные перекосы — традиционно низкая заработная плата и низкая доля заработной платы (доходов граждан) в структуре ВВП страны. Причем по специальностям, которые не должны быть малооплачиваемыми: учителя, врачи, инженеры, ученые, профессорско-преподавательский состав. И в этот момент возникают новые профессии, появляются новые высокооплачиваемые вакансии. Работники системы доставки сейчас становятся «золотыми»: оплата труда превышает 100 тыс. руб. Это все так или иначе продукт глубинных перекосов, имеющихся на рынке труда. Они постепенно исправляются. В том числе благодаря ускоренному развитию промышленности, особенных отраслей оборонно-промышленного комплекса.
Демографическая яма на фоне мобилизации, ухода с рынка труда контрактников, отъезда из страны работников, конкуренции за труд мигрантов, безусловно, факторы, влияющие на дефицит кадров в РФ. Однако ни специальная военная операция, ни эмиграция, ни демографическая яма не являются причинами дефицита на рынке труда России сегодня. Эти факторы в периоде последних пяти лет дают потери для рынка труда около 1,5 млн человек. При этом уровень экономической активности населения в России не превышает 64%, в то время как в Германии и Великобритании он близок к 80%.
Рынок труда меняется. Сегодня первые зумеры выходят на работу. И государство, и участники рынка готовы помогать молодежи: занимаются корпоративной культурой, адаптируют механизмы найма под запросы соискателей, особенно молодых, создают комфортные условия труда и ясные перспективы, предоставляют обучение, в том числе по национальному проекту «Демография».
И если мы грамотно распределим занятость по шкале времени, уберем такие понятия, как «эйджизм», «сексизм», то обеспечим человеку с хорошей квалификацией достойное предложение. Если человек в 70 лет или 16 лет хочет и может работать — создайте условия, уберите ненужные барьеры для инвалидов, женщин, лиц предпенсионного и пенсионного возраста, например обнулив платежи в Социальный фонд для этих категорий.
И вы увидите: дефицит на рынке труда снизится. Более того, каким бы кричащим дефицит работников оборонно-промышленного комплекса (ОПК) ни был, при ближайшем рассмотрении видно, что за два года усиленной работы предприятия ОПК вышли на плато, и сегодня говорить о диком дефиците невозможно — сейчас идет закрытие текущих потребностей. Так, например, в Петербурге благодаря совместной системной работе службы занятости с этим блоком работодателей в 2023 году были приняты на работу около 17 тыс. человек и почти 3,5 тыс. сотрудников прошли обучение.
А если еще заботиться о производительности труда и о более адресном профессиональном образовании, то проблема дефицита расшивается. Убежден, что на рынке труда в сегодняшнем его виде он исчезнет в течение максимум трех-пяти лет.