Реклама демонстрирует спрос
В Сибири суммарный объем региональных рекламных бюджетов вырос минимум на 30%
Рынок рекламы в Сибири в 2023 году продемонстрировал рекордный рост. Согласно оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в трех крупных городах (Новосибирске, Красноярске и Омске) суммарный объем региональных рекламных бюджетов вырос минимум на 30% к 2022 году и составил 9 млрд руб. (за вычетом НДС). Причем 46,5% из этого объема пришлось на интернет-сервисы. Динамика обусловлена большим спросом на рекламные размещения со стороны российских и китайских компаний — в основном автомобильных брендов, отмечают аналитики. Участники в то же время говорят о вливании большого объема государственных средств на наружную рекламу.
Суммарный объем рекламного рынка в трех крупнейших городах Сибирского федерального округа (Новосибирске, Красноярске и Омске) по итогам 2023 года вырос минимум на 30% и составил 9 млрд руб., сообщили «Ъ-Сибирь» в АКАР. Рост показали все сегменты — видео, аудио, OOH (включает в себя наружную рекламу, а также рекламу на внешних и внутренних поверхностях транспорта и экранах внутри помещений) и интернет-сервисы. Этот показатель, согласно данным АКАР, в целом в регионах России является рекордным за всю его историю. Предыдущий рекорд был установлен в 2021 году.
В частности, объем рекламы в сегменте аудио в Сибири продемонстрировал наибольший рост — в пределах 30% (до 694 млн руб.), Интернета — на 26% (до 4,2 млрд руб.), видео —на 22% (1,6 млрд руб.), в ООН — вырос на 22% (до 2,4 млрд руб.).
Наибольший объем региональных рекламных бюджетов из городов Сибири пришелся на Новосибирск — 4,8 млрд руб., Красноярск — 2,4 млрд руб., Омск — 1,7 млрд руб. Во всех этих городах 46,5% из общей суммы — реклама в Интернете.
Растет и рынок наружной рекламы. Например, в Новосибирске объем рынка наружной рекламы в прошлом году вырос с 900 млн руб. до 1,3 млрд руб. Об этом сообщил начальник муниципального управления художественного облика города Олег Хорошунов, выступая 27 марта на сессии горсовета.
Отмечается, что при оценке объема рекламного рынка в 2023 году АКАР впервые изменила методологию. Эксперты разделили структуру на сегменты. Ранее АКАР использовала сегментацию по каналам распространения — Интернет, ТВ, ООН, радио, пресса. В АКАР изменения в методологии объясняют цифровизацией общества, экономики и рекламной индустрии, а также изменением медиапотребления аудитории после ухода с рынка крупнейших зарубежных интернет-компаний, телеканалов, журналов, кинокомпаний.
Часть участников сибирского рынка подтверждают рост спроса на размещение рекламы со стороны бизнеса. Причем активнее за продвижением стали обращаться в основном отечественные компании, занявшие нишу ушедших из России иностранных предприятий. «Подрастает мелкий бизнес и увеличивает вместе с тем затраты на продвижение. Крупный бизнес расширяет спектр услуг и также запрашивает услуги сразу по нескольким направлениям — лидогенерация, репутационная работа, диджитал-решения»,— говорит директор рекламного агентства «Маркетика» Сергей Вепренцев. Он отмечает, что вместе с запросами клиентов выросла стоимость размещения рекламы, что также объясняется ростом рекламных бюджетов. «На примере размещения рекламы в Интернете — раньше было больше площадок, включая социальные сети, сейчас все повально переключились на отечественные ресурсы — из-за чего прайс вырос не менее чем на 10%»,— говорит господин Вепренцев.
Китайские компании — в основном автомобильные бренды — также по итогам прошлого года нарастили бюджеты на продвижение, отмечает он.
По данным TelecomDaily, иностранные поставщики электроники, которые свернули продвижение в России с 2022 года или вовсе прекратили официальные поставки в страну, в 2023 году вернули активность рекламы на российском рынке на 65–100% от того количества упоминаний, которое было в 2021 году. Среди брендов аналитики отмечают Honor, Xiaomi, Samsung, Acer и другие. При этом в 2022 году у всех перечисленных компаний рекламы в РФ не было. Также маркетинговую активность на 60% увеличили новые китайские бренды смартфонов Tecno и Infinix, уточнили в TelecomDaily.
«Некоторые зарубежные бренды возобновили в 2023 году маркетинговую активность на российском рынке»,— сообщали ранее «Ъ» в рекламном холдинге NMi Group, также отметив Honor и Xiaomi. По данным «Ъ», «инвестиции в маркетинг росли с нулевой базы 2022 года, превысив показатели 2021 года на 2–5%».
Что касается рынка наружной рекламы, то, по словам совладельца креативного агентства Clubnik Михаила Надымова, динамика обусловлена ростом госконтрактов на размещение баннеров о выборах президента, о нацпроектах и государственных программах, а также СВО. «Стало много государственных денег — госбюджет обеспечивает достаточно большой объем, и он дает этот прирост. Какого бы то ни было резкого позитивного роста бизнеса я не наблюдаю. Скорее, рынок сегодня находится в стадии перестройки и поиска решений»,— считает эксперт.
По итогам 2024 года рекламный рынок может вырасти, говорят участники рынка. Впрочем, несмотря на активное продвижение и отечественных, и иностранных компаний, такой динамики, как по итогам прошлого года на фоне низкой базы предыдущего 2022 года, будет сложно достичь.