Орбита — двигатель торговли
Депутаты поспорили по поводу размещения рекламы на космических кораблях
Прошедшее в среду заседание Госдумы ознаменовалось бурным обсуждением инициативы, допускающей «Роскосмос» на рекламный рынок. Идея позволить госкомпании вне конкурса продавать свои земные и космические площади под «наружку» и тем самым размещать там «не пойми что» возмутила оппозиционные фракции. Однако представители «Единой России» стойко стояли на своем: если космической отрасли не хватает денег (из-за факторов, связанных с международной обстановкой), то все внебюджетные средства хороши. В первом чтении проект в итоге приняли, но ко второму его ожидает доработка.
Пятый пункт повестки пленарного заседания Госдумы 27 марта вызвал такую бурную дискуссию, что докладчик Денис Кравченко («Единая Россия»), явно не ожидавший такого сопротивления, выглядел слегка обескураженным. На первый взгляд дискутировать действительно было не о чем: единоросс представил коллегам законопроект, разрешающий «Роскосмосу» заключать договоры на размещение рекламы на космической технике, а также на объектах «космической инфраструктуры» (проще говоря, на ведомственной недвижимости).
Полномочия по отбору заказчика, утверждению сроков, размера и условий платежей авторы проекта (сенаторы и депутаты от разных фракций) предложили закрепить за правительством. Устранить поступившие замечания, касающиеся отсутствия конкурсной процедуры и вследствие этого зримой непрозрачности механизма, господин Кравченко пообещал ко второму чтению.
«Вы знаете прекрасно, что корпорация находится сегодня в непростых условиях, с учетом санкционного давления, исключения из конкурсов на международные контракты,— видимо, уже предчувствуя беду, оговорился единоросс.— Мы ищем источники дохода, дополнительные источники внебюджетные, которые можно будет направить на научные изыскания и совершенствование базы корпорации».
Сумма одного такого контракта, предполагают авторы, может достигать 200 млн руб.
«Законопроектом предлагается договор на размещение рекламы заключать без проведения торгов. А почему?» — мягко поинтересовался Олег Леонов («Новые люди»). Докладчик объяснил, что авторы «не заложили процедуры к первому чтению» потому, что могут «возникать конфликты с точки зрения рекламодателя и тех, в чьих интересах осуществляются запуски». Но повторил, что в дальнейшем вопрос будет проработан, тем более что аналогичное замечание сделало и правительство.
Депутатов от КПРФ конкурсные процедуры заботили мало, но их возмутила сама концепция. «Внесение такого закона показывает, вообще говоря, до какой степени мы докатились! Ради 200 несчастных миллионов, значит, мы вот такой закон выносим!» — негодовал Ренат Сулейманов, интересуясь, есть ли другие способы привлечения внебюджетных денег под космос. «Хоть из пояснительной записки мы наконец узнали, куда вложат прибыль российские банки — купят рекламу на ракетах. Но кто ее увидит в галактике — трудно понять,— иронизировала Ольга Алимова.— А что еще будут рекламировать? Ипотеку, газировку, подгузники?»
«Странно было бы на космическом корабле размещать рекламу прокладок или еще чего-нибудь»,— размышлял в том же ключе Андрей Кузнецов («Справедливая Россия — За правду!»). Впрочем, и его, и других эсеров опять же больше заботило отсутствие конкурсных процедур: соответствующими вопросами докладчика атаковали и сам Андрей Кузнецов, и Валерий Гартунг, и Олег Нилов, и Анатолий Лисицын.
«Не кажется ли вам, что криминальная цель одной из этих поправок заключается в возможности еще одной структуры уйти от торгов?» — максимально обострил проблему господин Лисицын.
«Не кажется»,— огрызнулся Денис Кравченко. «Поподробнее ответы давайте, или мы повторим вопросы в выступлениях!» — пригрозил ему Олег Нилов. Он также возмутился использованием госимущества в качестве «рекламоносителя»: «Какое еще федеральное имущество нам использовать? Кремль, Госдуму, Совет федерации? Это не смешно: это символы государства, а вы их предлагаете переложить на торги!»
Господин Кравченко в ответ снова напоминал о непростом положении нашей космонавтики, дотошно рассчитывал доход от потенциальных контрактов, обещал предусмотреть хоть какой-нибудь конкурс поправками ко второму чтению — в общем, как мог старался держать оборону. Но под конец обсуждения не выдержал и пожаловался: «Слушайте, творишь добро, улучшения, даешь право и возможности госкомпании привлекать внебюджетные средства… И возникают какие-то непонятные вопросы!»
Убедить оппонентов, однако, единороссу не удалось: не помогло даже наличие среди авторов проекта эсера Михаила Делягина, о чем Денис Кравченко вспомнил под занавес дискуссии. «Проблем в "Роскосмосе" мало, появились свободное время, руки и головы, чтобы в рекламном бизнесе стать доками?» — все равно продолжал наседать Олег Нилов. «В чей карман попадут деньги от этой рекламы — вот это вопрос непраздный»,— вторил ему Валерий Гартунг. «Мы открываем ящик Пандоры!» — мрачно пророчествовал еще один эсер Игорь Ананских. «Сергей Павлович Королев и Юрий Алексеевич Гагарин были бы очень удивлены!» — взывал к заветам предков коммунист Ренат Сулейманов.
«Знаете, все эти десятилетия мы ничего не делали для того, чтобы привлечь внебюджетные средства на финансирование космических программ,— поддержал однопартийца зампред комитета по экономической политике Артем Кирьянов (ЕР).— Давайте дадим возможность российскому космосу собрать дополнительные средства». В итоге депутаты поддержали законопроект в первом чтении 327 голосами при 30 против и 4 воздержавшихся.