Промышленный выпуск в феврале аномально вырос
Мониторинг статистики
По данным Росстата, в високосном феврале 2024 года промышленное производство продемонстрировало аномально высокие темпы роста. В годовом выражении показатель вырос на 8,5% (консенсус-прогноз «Интерфакса» предполагал увеличение на 5,6%, такой же была оценка аналитиков Telegram-канала «Твердые цифры» без эффекта високосного года). В январе показатель был почти вдвое меньшим — 4,6%.
В добывающей промышленности годовой рост в феврале ускорился до 2,1% с 0,8% в январе (за январь—февраль — 1,4%), в обработке — до 13,5% с 7,5% (10,6%). Быстрее среднего уровня увеличивался выпуск готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования) — на 51,5%; компьютеров, электроники и оптики — на 47,2%; прочих транспортных средств и оборудования (включая авиационную технику и суда) — на 38,6%; автотранспорта, прицепов и полуприцепов — на 37,9%; лекарств и медицинских материалов — на 22,8%; мебели — на 20,5%; кожи и изделий из нее — на 21,3%; электрооборудования — на 19,6%.
Александр Исаков из Bloomberg Economics обращает внимание на риски для российской нефтепереработки, связанные с атаками на НПЗ – и потенциальную связь ее показателей с выработкой военных секторов, нацеленных на противодействие таким атакам (в денежном выражении выпуск в них уже вырос почти в 2,5 раза против уровней 2017–2021 годов).
Февральское заметное улучшение динамики в промышленности можно объяснить существенными расходами бюджета в начале года, которые заметно увеличили оценки спроса и выпуска в промышленности (см. “Ъ” от 20 марта). Более того, оценки Росстата с учетом сезонности и календарности фиксируют аномальный рывок выпуска в феврале (на 1,5% к январю) после продолжительной стагнации на протяжении большей части прошлого года (см. график). «Мы особых изменений не видим. Без добычи и "закрытых" отраслей выпуск с учетом сезонности и календарности, по нашим оценкам, снизился в феврале по сравнению с январем на 0,3%»,— говорит Владимир Сальников из ЦМАКП, отмечая, что эффект високосного года всегда трудно «вычищать» из данных, что уменьшает точность оценок. По оценке же господина Исакова, прирост выпуска за февраль с учетом сезонности и календарности был вдвое меньшим, чем показывает Росстат,— 0,8%.