Американцам добавят колес
Liberty Media приобретает главный мотогоночный турнир мира — MotoGP
Американская компания Liberty Media, наиболее заметным активом которой являются коммерческие права самой популярной гоночной серии мира, «Формулы-1», в ближайшее время расширит свой контроль над миром гонок. Как сообщает издание Financial Times, владельцы Liberty Media договорились с испанской структурой Dorna о покупке прав на главный мотоcпортивный турнир — MotoGP. Американцам приобретение обойдется более чем в €4 млрд. Это одна из крупнейших сделок в истории спорта.
Американская компания Liberty Media, владеющая коммерческими правами на самую популярную гоночную серию мира, «Формулу-1», достигла соглашения о расширении своего гоночного портфолио. Как сообщает издание Financial Times, руководство Liberty Media договорилось с компанией Dorna, контролирующей коммерческие права главной мотогоночной серии мира MotoGP, о ее продаже американским бизнесменам. Стоимость сделки оценивается в €4 млрд.
MotoGP, контролируемая Dorna, на первый взгляд, не является таким уж привлекательным активом (впрочем, о финансовой устойчивости структуры может свидетельствовать то, что одним из ключевых акционеров компании является Государственный пенсионный фонд Канады, подчиняющийся очень жестким нормативам инвестирования). Как сообщает Financial Times, суммарный доход, сгенерированный серией в 2023 году, составил всего €483 млн. Для сравнения: «Формула-1» за тот же отчетный период выдала показатель почти €3 млрд.
MotoGP — это де-факто двухколесный аналог «Формулы-1» (в России этот вид называют шоссейно-кольцевыми мотогонками).
Причем помимо элитной серии, в которой гонщики выступают на мотоциклах, оснащенных литровыми двигателями, что дает им чудовищную удельную мощность (минимально допустимый вес мотоцикла составляет 157 кг, а мощность мотора обычно достигает 300 л. с.), есть еще два «младших» бензиновых класса и один электрический, не говоря уже о разного рода «гарнирных» заездах. В общей сложности за сезон в чемпионате MotoGP, состязания которой часто проходят на тех же автодромах, что и этапы «Формулы-1», проводится более 200 гонок. Может MotoGP похвастаться и звездами без оговорок мирового уровня. Самый известный гонщик — это, пожалуй, итальянец Валентино Росси, доминировавший в серии на протяжении первой декады века (на счету итальянца семь чемпионских титулов). Второе десятилетие прошло под знаком испанского «владычества» — по ходу него шесть раз чемпионом становился Марк Маркес. Действующий обладатель титула снова итальянец — Франческо Баньяя.
Неудивительно, что недостатка в желающих вложиться в мотогонки никогда не наблюдалось. В частности, переговоры о приобретении MotoGP вели две уже давно зарекомендовавшие себя в спортивной индустрии структуры. Это компания TKO, которая контролирует наиболее популярный промоушен смешанных единоборств (MMA) — UFC, а также WWE, занимающийся реслингом, чрезвычайно популярным в Америке жанром на стыке спорта и циркового шоу. Претендовал на покупку и обладающий практически неограниченными финансовыми резервами фонд Qatar Sports Investments, владеющий одним из грандов мирового футбола ПСЖ.
У Liberty Media есть реальный опыт развития гоночных проектов и увеличения их финансовой эффективности. Права на «Формулу-1» американцы купили в 2017 году.
В общей сложности она обошлась им в $8 млрд. На тот момент суммарный доход, генерируемый серией, не превышал €1,7 млрд в год. Но менее чем за десятилетие, как следует из данных Financial Times, новые управленцы почти удвоили поступления, в том числе за счет увеличения количества проводимых гонок. В нынешнем сезоне предполагается провести рекордные 24 этапа (в 2017 году «Формула-1» ограничилась 20 гонками). При этом, по различным оценкам, текущая стоимость «Формулы-1» составляет уже более $20 млрд. Так, еще в январе прошлого года Bloomberg сообщал о том, что Liberty Media отклонила предложение Саудовской Аравии на $20 млрд о продаже «Формулы-1».
Впрочем, есть и фактор, который может помешать полной реализации сделки. Ведь и предыдущий владелец коммерческих прав «Формулы-1», инвестиционный фонд CVC, прежде чем купить четырехколесную серию, владел правами на MotoGP. Однако объединить «Формулу-1» и элитные мотогонки у СVC не вышло. Руководство Еврокомиссии сочло такую перспективу нарушением антимонопольного регламента. В итоге CVC пришлось продать MotoGP — со значительной, надо сказать, выгодой. Контроль над серией CVC получила еще в 1998 году, заплатив за это около $86 млн (€79 млн). А в 2006 году MotoGP была продана нынешним владельцам почти за €400 млн.