Триллион на полигон
Третий этап расширения БАМа и Транссиба подорожал до 3,7 трлн рублей
Правительство согласовало и в скором времени утвердит паспорт третьего этапа расширения БАМа и Транссиба со 180 млн тонн, достигаемых по итогам 2024 года, до 270 млн тонн в 2032 году. Со времени предыдущих оценок проект подорожал на 1 трлн руб.— с 2,7 трлн до 3,7 трлн руб. Дополнительные средства пойдут на мероприятия, на которых настаивали грузоотправители, просившие уделить больше внимания Транссибу и подходам к Приморью. В результате в паспорт вошли такие дорогостоящие стройки, как обходы Хабаровска, участка Смоляниново—Находка и развитие Находкинского узла, а также строительство второго пути на участке Комсомольск—Волочаевка.
На совместном заседании президиума правкомиссии по транспорту и комиссии Госсовета по направлениям «Транспорт» и «Энергетика» под председательством первого вице-премьера Андрея Белоусова 27 марта было решено одобрить представленный Минтрансом паспорт третьего этапа расширения БАМа и Транссиба. Об этом сообщил секретариат господина Белоусова, добавив, что паспорт будет утвержден правительством в ближайшее время.
Из проекта паспорта, который видел “Ъ”, следует, что правительство и ОАО РЖД пошли навстречу грузоотправителям. С одной стороны, общая смета БАМа-3 составит 3,7 трлн руб. вместо ранее называемых 2,7 трлн руб., с другой — этот дополнительный 1 трлн руб. пойдет на мероприятия, на реализации которых настаивали грузоотправители. В ОАО РЖД “Ъ” сказали, что паспорт сформирован «с учетом многосторонних потребностей и пожеланий всех участников рынка железнодорожных перевозок и позволяет продолжить выполнение поручений» президента о приоритетном развитии железной дороги на востоке страны.
За вторым этапом расширения БАМа и Транссиба, который должен завершиться в этом году, последует третий с расширением провозной способности со 180 млн до 210 млн тонн к 2030 году и до 270 млн тонн к 2032 году. Общий период реализации проекта — до 2035 года.
В него отдельной частью включены создание дублеров Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей и моста через Амур. Эти объекты «БТС-Мост» Руслана Байсарова и Газпромбанк планируют построить через EPCF-контракт, предполагающий, что стройку и финансирование берет на себя подрядчик, а через десять лет ОАО РЖД с ним расплачивается (см. “Ъ” от 12 сентября 2023 года). Остальные объекты строятся за счет инвестпрограммы ОАО РЖД. Разрабатываются предложения по тарифным решениям для ее финансирования, при этом в поручении президента отдельно оговорено, что следует принять во внимание их воздействие на состояние грузоотправителей и цену товаров. Государство, со своей стороны, бессрочно продлит льготную ставку налога на имущество в 1,6% для путей общего пользования и внесет еще ряд изменений в законодательство (см. “Ъ” от 12 февраля).
Как уже писал “Ъ”, в более ранних редакциях паспорта основной акцент и в работах, и в инвестициях приходился на БАМ, на который планировалось направить 90% всей сметы проекта (см. “Ъ” от 29 января). Однако сейчас ситуация изменилась.
Мероприятия на БАМе на участке от Тайшета до Тынды, как и предлагало ранее ОАО РЖД, будут стоить 1,1 трлн руб.: на этом участке должны строиться дорогостоящие вторые Северомуйский и Кодарский тоннели в рамках договоренностей с «БТС-Мост». От Тынды до Ванино, где предусмотрено строительство второго Кузнецовского тоннеля и моста через Амур, мероприятия подорожали с 1,3 трлн до 1,58 трлн руб.
При этом на весь Транссиб раньше приходилось лишь 260,5 млрд руб. инвестиций. Сейчас эта сумма выросла до 613 млрд руб. за счет строек, на которых настаивали грузоотправители, таких как обход Хабаровска, развитие Находкинского узла, строительство обхода участка Смоляниново—Находка.
По этим мероприятиям, согласно паспорту проекта, ОАО РЖД в 2024–2029 годах выполняет ТЭО и проектно-изыскательские работы на 32,1 млрд руб., а в 2030–2034 годах — строительные работы на 426,4 млрд руб.
Также в соответствии с пожеланиями грузоотправителей предлагается до 2035 года заметно расширить мощности участка Комсомольск—Волочаевка, построив там 288,4 км второго пути. Это обойдется в 355 млрд руб., непосредственно к стройке планируют приступить в 2031 году.
Грузоотправители в целом довольны результатом. «Да, консенсус по развитию БАМа и Транссиба достигнут,— говорит источник “Ъ” среди компаний, участвовавших в обсуждении.— Дополнительные мероприятия на 1 трлн руб. позволят расширить лимитирующие участки на подходах к портам Дальневосточного бассейна и обеспечить провозную способность на уровне 270 млн тонн в год». Другой собеседник считает, что важно далее посмотреть на тарифную нагрузку, и хорошо бы, чтобы поручение президента об учете ее влияния на экономику грузоотправителей было принято во внимание.