Несчастливые дни
«Гении»: попытка байопика Сэмюэла Беккета
В прокат выходят «Гении» Джеймса Марша, режиссера, специализирующегося на байопиках (в его фильмографии «Вселенная Стивена Хокинга» и док «Человек на проволоке» о канатоходце Филиппе Пети). Прокатчики рекламируют новый фильм как рассказ о парижском знакомстве двух классиков ирландской литературы. Однако это лишь один из эпизодов мрачной, но не наполненной особым смыслом попытки отрефлексировать судьбу Сэмюэла Беккета.
1969 год, Стокгольм, Нобелевский комитет объявляет лауреата премии по литературе: Сэмюэл Беккет. Сидящий в зале сухощавый мужчина за шестьдесят вздрагивает, шепчет: «Катастрофа!» — и, с трудом поднявшись на сцену, устраивает тот самый театр абсурда, за который его награждают. Вырвав из рук организаторов чек с призовыми деньгами, Беккет лезет по лестнице куда-то под потолок, сбивает софит и оказывается в весьма условной мегалитической пещере где-то за кулисами. Это внутренний мир, где писатель может потолковать с самим собой, таким же сухощавым, разве что чуть более комфортно одетым Гейбриелом Бирном, который исполняет в фильме роль великого ирландского автора. Кому обязан Сэмюэл Беккет своим признанием — вот главный вопрос, который стоит перед героем.
Эффектная сюрреалистическая рамка, надо полагать, потребовалась, чтобы даже далекому от Беккета зрителю кинематографически ярко продемонстрировать, с кем именно придется иметь дело следующие два часа. Но едва ли она помогает проникнуться буквой и духом беккетовского письма. Да, визуально фильм чем-то напоминает лапидарный слог автора, но все же, глядя на невротичного, жалкого, так похожего на всех киношных писателей очкарика, беседующего со своим вымышленным «я», вспомнишь скорее не о великих «Уотте» или «Моллое», а о сериале «Пациенты», где четыре сезона кряду другой герой Гейбриела Бирна разбирался с психологическими проблемами своих выдуманных пациентов (ну и со своими собственными, конечно, тоже).
Зрителю в «Гениях» предстоит несколько — фильм поделен на главки — сеансов сомнительной, галопирующей психотерапии для умершего 35 лет назад гения. Сначала, конечно, детские травмы: мама сурово отчитывает Сэма под репродукцией благочестивого шедевра Милле «Анжелюс», а папа предательски умирает, показав, как страшно стремится к земле лишенный ветра воздушный змей. Далее — не менее травматическое становление: автор, которого в юности изображает Фионн О’Ши (субтильный студент мало похож на спортсмена, которым был молодой Беккет), переезжает в Париж, где встречает в кафе токсичного и всегда подшофе Джеймса Джойса (его играет вальяжный, словно из какого-то другого фильма, Эйдан Гиллен) и подвизается его литературным секретарем. С семьей Джойса связаны сексуальные травмы (своего рода комический эпизод): автор «Улисса» пытается женить ученика на своей дочери Лючии, но Беккет вовремя сдает назад (к слову, шизофрения, диагностированная самим Юнгом, не помешает Лючии прожить до 1980-х). Со временем психические раны сменяются физическими: удар ножом от сутенера в 1938-м наглядно объяснит писателю природу абсурда, а нацистская оккупация научит сопротивляться смерти без всякой надежды ее избежать.
Утешения не будет: все — тлен, а разгадка одна — безблагодатность. «Нельзя ли мне здесь как-нибудь задержаться?» — спрашивал главный герой поставленных по Беккету Балабановым «Счастливых дней». Герою «Гениев» тоже бежать особо некуда. Семейная жизнь с миленькой теннисисткой Сюзанн — своего рода экранизация того же «Анжелюса» Милле: скрывшиеся в Руссийоне от гестапо подпольщики живут скорбной крестьянской рутиной, собирая в полях картошку. Годы превратят Сюзанн из влюбленной девушки в раздраженную попутчицу депрессивного гения (Сандрин Боннер). Тут режиссер нащупает какой-то драматизм, довольно вульгарная интерпретация причудливых тягот семейной жизни позволит Джеймсу Маршу процитировать в финале «Любовь» Михаэля Ханеке. Смотреть на сцены с голубем, пожалуй, неловко, но не так неловко, как на полевые работы в вишистской Франции: с сельским хозяйством совсем беда, в банальной процедуре выкапывания картофеля режиссер, кажется, не участвовал никогда. Многое упущено (жаль, что нет эпизода с письмом Эйзенштейну и просьбой о зачислении во ВГИК), но еще печальнее, что перечисленные реальные и вымышленные эпизоды биографии никак не складываются в хоть сколько-нибудь целостную картину, которая могла бы объяснить природу дарования Беккета или феномен его письма. Фильм проходит в ожидании героя. Еще хуже, что это категорически не смешно, юмор — отмычка, подобранная писателем к абсурдному и скорбному миру,— Маршем отброшен за ненадобностью. У него все простодушно нараспашку.
Можно было бы, наверно, утешиться тем, что сама по себе демонстрация бессмысленности слов и поступков — весьма беккетовский подход к описанию жизни, если бы временами главные герои — Сэм и его жена — не являли дьявольскую практичность. Например, когда думают о наследстве или рассуждают о том, как выгодно писать по-французски, затем получая от издателей двойной гонорар: сначала за рукопись, а после — за авторский перевод на английский. Что ж, практичность может проявить и потенциальный зритель «Гениев». Например, вместо длинного нового фильма посмотреть короткометражный режиссерский дебют самого Беккета с Бастером Китоном в главной роли. Он называется просто «Фильм», хотя название «Гении» тут было бы куда уместнее.
В прокате с 4 апреля
Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram